Велик Байкал батюшка, но при всех своих истинно морских размерах очень уязвим. Хотя в озеро впадает более 300 рек и крупных ручьев, половину среднегодового суммарного притока дает только одна река — Селенга, берущая начало в Монголии. Десять лет назад правительство Монголии объявило о планах по строительству нескольких ГЭС на Селенге. К счастью, губительный для Байкала проект удалось остановить. Надолго ли? И как отвести от Байкала угрозу с монгольской стороны?
Протяженность Селенги составляет 1024 км, из них более 600 км расположены на монгольской территории. Для наших азиатских партнеров задача превратить Селенгу в придаток «динамо-машины» имеет стратегическое значение: экономика страны остро нуждается в электроэнергии. На волне экономического подъема и особенно в 2011 году, когда по данным государственного комитета статистики Монголии, реальный рост ВВП страны составил 17,3% (для сравнения в этот период: в Китае — 9,2%, в России — 4.3%), на Селенге планировали построить аж 25 (!) больших и малых ГЭС. Глядя в светлое завтра, монгольская сторона спрогнозировала линейный рост потребления электроэнергии и объявила, что к середине века ей понадобится порядка 3500 мегаватт установленной мощности, то есть в разы больше, чем сейчас.
Для дельты Селенги перекрытие плотинами выше по течению означает не только сокращение притока речной воды, но полное деградирование из-за замедления транспортации наносов, которые являются природными биофильтрами Байкала. Изменение гидрологического режима реки, нарушение миграционного пути рыб приведет к неминуемой экологической катастрофе не только Селенги, но и великого озера. Не скрывали монгольские власти и планов по переброске части стока Селенги в сторону пустыни Гоби. Для орошения засушливых районов предполагалось протянуть трубопровод длиной почти 900 км и прокачивать 2500 л в секунду. К счастью, опасные прожекты монгольских реформаторов почти обнулились из-за экономического кризиса и пандемии. К тому же «втихаря» построить три ГЭС на Селенге и ее притоках Орхоне и Эгийн-Голе не дали российские власти, научные круги и широкая общественность Бурятии и Иркутской области.
Истоки проблемы
Справедливости ради надо сказать, что планы по созданию каскада ГЭС на Селенге монгольская сторона позаимствовала у СССР. Еще в начале 1930-х советские инженеры готовили проекты по строительству двух гидроэлектростанций на Селенге: одну близ Верхнеудинска (нынешний Улан-Удэ), вторую — ниже устья реки Хилок. Образовавшиеся водохранилища покрыли бы огромные площади, в том числе с населенными пунктами. Достаточно сказать, что будь построено Хилокское водохранилище, оно имело бы площадь около 3000 км², а мощность ГЭС вдвое превышала бы аналогичные показатели ДнепроГЭСа. Но в 1934 году после проведенной экспертизы проект признали нецелесообразным из-за… отсутствия крупных потребителей электроэнергии. Нам повезло, что полукочевая Монголия того времени в электричестве особо не нуждалась…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.