Увековечение памяти погибших при защите Отечества — это наш всеобщий долг. Во имя этой священной цели в год 75-летия Великой Победы и была организована поисковая экспедиция Министерства обороны, состоявшаяся в июле-августе у черноморских берегов Крыма и в Керченском проливе.
Текст: Владимир Пасякин
Официально это был подводный этап 8-й экспедиции Министерства обороны, он проходил на гидрографическом судне Черноморского флота ГС-86. Экспедицию возглавлял консультант военно-мемориального отдела министерства Игорь Львович Боровков. В ее состав вошли представители Экспедиционного центра Минобороны России, общественного движения «Поисковое движение России», общественной организации «Русское географическое общество» и специалисты гидрографической службы ЧФ.
— Самая главная задача экспедиции состояла в исследовании конкретных объектов, которые были заранее определены, а также в поиске останков экипажей погибших судов, — говорит начальник гидрографической службы Черноморского флота капитан 1-го ранга Владимир Афанютин. — Важно было определить принадлежность погибшего судна или летательного аппарата. Членам экспедиции удалось поднять на борт обнаруженные в ходе поиска фрагменты вооружения, военной техники и различные предметы, включая личные вещи погибшего экипажа. Подводные поисковые работы проводились на 10 объектах, большинство из которых расположены в Керченском проливе. Условия для подводных работ оказались весьма сложными. Прежде всего, из-за плохой видимости. Теплая вода привела к массовому размножению фитопланктона, поэтому ее прозрачность оказалась крайне низкая. Это затрудняло работу поисковиков. Тем не менее, экспедиция достигла поставленной цели, а экипаж ГС-86 успешно выполнил возложенные на него задачи.
Более подробно о целях, задачах и итогах этого важного и планового мероприятия рассказал научный руководитель подводной поисковой экспедиции Министерства обороны РФ «Аджимушкай-2020» Александр Елкин:
— Подводные исследовательские работы проводились в разных районах Черного моря, а также в Керченском проливе и на подходах к нему. Во время поисков участники экспедиции исследовали самолеты, корабли и катера времен Великой Отечественной войны, а также подняли фрагменты вооружения и военной техники с глубины до 60 метров. В районе Алупки мы обнаружили и обследовали американский самолет А-20 «Бостон», который советские войска получали по ленд-лизу. Мы сумели его идентифицировать. Затем в районе набережной Ялты вели поиск буксира «Байкал». Это немецкий буксир времен Великой Отечественной войны. Он лежит на глубине 10–12 метров на песчаном дне. К сожалению, штормовая погода помешала нашим поисковым работам.
Одной из основных целей было обследование десантного катера КТЩ-165. По имеющимся данным, он был поврежден артиллерией противника при отходе после высадки десанта в 1943 году. На катере — бывшем рыболовном сейнере «Кит» — в тот момент могли находиться около 40 десантников и два моряка. О судьбе судна историки ведут многочисленные споры. К сожалению, расставить все точки над «i» в этом вопросе экспедиция не смогла, но многое прояснила. Мы обследовали палубные устройства, такелаж, лебедки… А с другого погибшего тральщика — КТЩ-411 — сумели поднять два ствола «Эрликона».
Еще одним объектом обследования стал торпедный катер серии Г-5 ТК-32, который подорвался на мине. Нам очень сильно помогают рыбаки, которые цепляют сетями фрагменты затонувших объектов, достают какие-то обломки, передают нам координаты этих мест.
Судьбу всех находок решит Министерство обороны России. А учетная карточка на одно морское воинское захоронение уже оформлена.
Керченский пролив, как можно увидеть на спутниковых снимках, имеет довольно сложную форму. Он протянулся на 45 км, а его ширина колеблется от 4,5 до 15 км, относительно мелок — глубина не превышает 18 м. Из-за этого он быстро прогревается и остывает, в холодные зимы частенько замерзает. Вести подводные работы в нем непросто, но у экипажа гидрографического судна ГС-86 в этой области богатый опыт.
— В ходе поисковых работ участники экспедиции использовали гидролокатор бокового обзора, эхолот и другое специализированное оборудование, — говорит капитан судна Василий Харитонов, возглавляющий экипаж уже многие годы. — Наши специалисты прекрасно освоили эти приборы, ведь подобные экспедиции для нас стали привычным делом.
Капитан отметил высокопрофессиональную и добросовестную работу третьего помощника (штурмана) Александра Саликова, старшего механика Сергея Кузьменко, моториста 1-го класса Илью Федоришина, матроса 2-го класса Павла Богданчикова. В том, что в ходе поисковых мероприятий осуществлен подъем зенитной пушки «Эрликон» и одного запасного ствола к ней, множество фрагментов военной техники, есть и их заслуга.
Судьбу всех находок решит Министерство обороны России. Большинство из них будет передано в крупнейшие музеи полуострова и страны.