Пандемия Covid, а затем и введенные санкции против российской экономики значительно изменили экспортную логистику в рыбной отрасли, заставили искать новых партнеров и новые маршруты. Достаточно сказать, что если в 2021 году покупателями российских рыбных продуктов было порядка 60 государств, то в 2022 году их стало уже 80. Все это потребовало развития других подходов к торговле и развития новой инфраструктуры для ее поддержки.
Перспективные направления
Летом 2023 года на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии была принята рекомендация «О повышении экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции и продовольствия государств — членов ЕАЭС». Предварительно эксперты ЕЭК тщательно проанализировали, исходя из законодательства и объемов потребления каждой страны, какая сельскохозяйственная продукция может быть наиболее востребована в каждой из них. В итоге были выданы рекомендации по продуктам и 55 государствам. Здесь речь не шла о том, присутствовали компании из ЕЭК в этих странах или нет, а о том, что именно в этих странах вполне реально увеличить продажи и доли рынка. В целом специалисты оценили возможность экспорта в $322,2 млрд, при том, что сегодня доля ЕАЭС составляет всего 5,3% или $ 17,1 млрд. В частности, тихоокеанский лосось можно поставлять во Вьетнам, Китай и Таиланд, сельдь — в Египет и Нигерию, сардину иваси — в Таиланд и ЮАР, скумбрию, помимо традиционных покупателей, еще и в Малайзию, Буркина-Фасо, Индонезию. И так по многим продуктам, в том числе палтусу, филе белой рыбы, крабам, креветкам, кальмарам. Для большинства российских традиционных продуктов актуальным для расширения остается рынок Китая.
По отдельным видам сельхозпродукции государства нашего Союза занимают лидирующие позиции на мировом рынке и обладают значительным экспортным потенциалом в части наращивания и диверсификации поставок сельскохозяйственных товаров, а также укрепления конкурентных позиций производителей на рынках третьих стран, — подчеркнул министр по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК Артак Камалян. — Так за последние пять лет сельхозэкспорт государств ЕАЭС увеличился более чем в два раза. В 2022 году он превысил 40 млрд долларов. Принятая рекомендация позволит государствам ЕАЭС использовать информацию о существующих потребностях зарубежных стран в сельскохозяйственной продукции и продовольствии с целью оценки возможностей и перспектив своего экспорта.
«Наши аналитики отмечают расширение поставок рыбной продукции в страны Африки. Например, в этом году идут поставки филе минтая и мороженой сельди в Либерию, а также — мороженой сельди в Того и Нигер, — рассказал руководитель Рыбного союза Александр Панин. — А ведь годом ранее таких поставок не было. Среди новых стран-покупателей мороженой рыбы — Ангола, Джибути, Либерия. И объем поставок в перспективе в этот макрорегион может увеличиться в несколько раз. Перспективным для развития поставок российской рыбной продукции является рынок Латинской Америки, а также страны Персидского залива. Есть потенциал и для дальнейшего наращивания объемов экспорта в страны АТР. Для реализации этого потенциала необходимо продолжать работу по развитию отраслевой инфраструктуры, логистики, в том числе по выстраиванию холодовой цепи, по изучению зарубежных рынков и маркетинговому продвижению продукции, адаптации ассортимента».
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.