Международное сотрудничество   №4 /сентябрь-октябрь 2023/

Экспорт по-крупному

Чтобы сохранять лидирующее положение и увеличивать отрыв от конкурентов, отрасли необходимо продолжать реформы и диверсификацию выпускаемой продукции

Введенные в прошлом году ограничения на экспорт российской рыбы и технические — на оборудование для российских кораблей и предприятий, бюрократические препоны со стороны различных международных организаций — все это не смогло заметно поколебать позиции нашей страны на международном рынке. Однако, чтобы сохранять лидирующее положение и даже увеличивать отрыв от конкурентов, отрасли необходимо продолжать реформы и диверсификацию выпускаемой продукции.

Доходы — в дисбалансе

Как сообщил в июне на заседании коллегии Росрыболовства, посвященной итогам 2022 года и задачам на 2023 год, руководитель ведомства Илья Шестаков, наша рыбная продукция пользуется большим спросом на внешних рынках. Экспорт в 2022 году вырос на 5% в объемном выражении (2,3 млн тонн) по сравнению с 2021, а в дружественные государства увеличение составило вообще 40%. Однако в деньгах за этот объем получили $6,1 млрд, что на 10% меньше, чем в прошлом году. Объясняется это разными причинами, прежде всего падением мировых цен на рыбную продукцию, а кроме того, здесь внесло свою лепту и усложнение процедуры платежей.

«Основными странами-потребителями, несмотря на санкции, в 2022 году были Южная Корея, Китай, Нидерланды, Япония и Германия. Кроме того, в шестерку вошла Нигерия. — рассказал Илья Шестаков. — Наши традиционные целевые рынки — это государства АТР, но нам нужно диверсифицировать, потому что из-за закрытия рынка США стоит вопрос об экспорте минтая и краба. Основные направления здесь — это страны Персидского залива, Латинской Америки, Африки и АТР. Если в 2021 году Россия поставляла рыбу в 60 стран, то теперь их количество выросло до 80».

Тем не менее понятно, что для российских компаний увеличение экспорта далось нелегко. Увеличились расстояния перевозок, простои судов, затраты на документы. Обычно экспорт аналитики всегда смотрят в увязке с импортом, поскольку это позволяет оценить баланс, которого всегда необходимо придерживаться для нормального функционирования или развития отрасли. Импорт снизился значительно — на 22%, составив 547 тысяч тонн. Однако за него заплатили $25 млрд, всего на $100 млн меньше, чем в 2021 году, когда закупили 700 тысяч тонн. То есть получается так, что на ту продукцию, которую мы покупаем, цены и не упали, а скорее даже поднялись.

На это обратил внимание председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Владимир Кашин.

«Импортируем мы порядка 0,5 млн тонн, но $2,5 млрд — это вовсе не четверть по стоимости от нашего объема экспорта в 2,3 млн тонн, — указал депутат. — Они нам, с финансовой точки зрения, продают дороже. Понятно, что речь здесь идет о дорогих и переработанных рыбных продуктах, но на это нам нужно обратить внимание».

Легко подсчитать, что финансовая эффективность импорта в нашу страну для зарубежных компаний почти в два раза выше, чем нашего экспорта. Это объясняется тем, что по итогам пяти месяцев этого года наш экспорт на 77% состоял из мороженой рыбы, а на действительно переработанную продукцию — филе и фарш приходилось всего 10%…

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете


Поделиться в социальных сетях: