В одном из прошлых номеров «Русской рыбы» мы рассказывали о нелегальной торговле осетровыми и черной икрой в Красноярске. Теперь же постараемся пролить свет на нюансы этого незаконного и криминального бизнеса: кто, где и как изготавливает и реализует подобную продукцию. Конкретные имена и названия организаций также будут приведены, хотя и не всегда, поскольку далеко не во всех случаях дело доходит до суда и справедливого наказания осетровых мафиози.
Текст: Дмитрий Бартко
С начала 2017 года в адрес Енисейского территориального управления Росрыболовства начало поступать очень много звонков и жалоб от местных жителей. Они рассказывали, что на двух городских рынках, Новой Взлетке и Центральном, совершенно открыто реализуют осетровых и черную икру. Потребовалось какое-то время, чтобы найти общий язык с прокуратурой Красноярского края, которая признала, что сибирский осетр вне зависимости от популяции входит в перечень особо ценных рыб, и его незаконная добыча и реализация попадают под действие статьи 258 УК РФ. Поскольку торговля осетриной велась безо всяких документов и индивидуальные предприниматели продолжали этим заниматься даже после проверок и изъятия продукции, было понятно, что мы в любом случае имеем дело с уголовными преступлениями.
В итоге прокуратура встала на сторону теруправления Росрыболовства, а у полицейских оказались развязаны руки в плане возбуждения уголовных дел. Об одном из них «Русская рыба» уже писала. Речь идет об ИП Душевой Светлане Александровне 1975 года рождения. Она торговала осетровыми на Центральном рынке Красноярска без всяких бумаг, не обращая внимания на проверки и составление протоколов. Теперь ее дело находится в производстве у дознавателей, идет расследование. Если раньше она демонстрировала едва ли не презрение к закону, то теперь уже вертится, как осетр в сачке, постоянно меняя показания и оттягивая неминуемую развязку. Но гражданка Душева — это лишь верхушка айсберга.
С помощью ОЭБиПК МУ МВД России «Красноярское» и городским ветеринарным надзором сотрудники Енисейского ТУ Росрыболовства стали делать контрольные закупки осетрины и черной икры. Совместно с полицией были разработаны уведомления, где торгующим гражданам и ИП объяснялось, как выглядит осетр и что грозит за его продажу. Сделано это было по простой причине: следователи опасались, что не докажут наличия умысла у продавца, поскольку торговцы при проверках часто жаловались, что сами не знают, осетр у них на прилавке или стерлядь. А в этом случае их юристы имели хорошие шансы «разваливать» дела в суде.
После того как были уведомлены все торговцы на этих двух рынках, снова начались гласные и негласные закупки. Материалы проверки стали попадать в отдел дознания, но на этом полицейские и сотрудники Красноярского ТУ не остановились, стали работать с людьми и получать различную информацию, которая вела к поставщикам. И вот что обнаружилось.
В Красноярске и пригороде есть два полулегальных цеха: один находится в Свердловском районе, другой — в селе Частроостровском, в 40 км от города. Директором последнего является молодой индивидуальный предприниматель (его данные пока раскрывать нельзя, поскольку идет следствие), который скупает рыбу из Енисея и прилегающих водоемов. Далее в цеху эту рыбу коптят, вялят, расфасовывают и сбывают на рынках Красноярска. При этом на этикетках продукции указываются разные ИП, которые занимаются рыбой.
Полиция установила за цехом контроль, и через пару часов возле моста «777», в контейнере, к которому было подведено электричество, были обнаружены 24 туши осетров из данного цеха. В отношении владельца контейнера решается вопрос о возбуждении уголовного дела: он, возможно, является грузоперевозчиком между цехом и рынками.
Второй цех, расположенный в Свердловском районе Красноярска, также стал объектом проверки. Уже проведено мероприятие в Центральном районе, где в гаражах по улице Карла Маркса полицией был задержан человек, который точно так же хранил и расфасовывал нелегальную рыбу. Позже выяснилось, что данный гражданин, чью фамилию пока нельзя разглашать в интересах следствия, занимался и поставками данной продукции на рынки. А вообще, по оперативной информации, обоими цехами руководит одно и то же лицо, и работают эти цеха в связке. Все дорожки ведут в Туруханский и Енисейский районы, куда в рамках операции «Путина» были направлены максимальные силы полиции и инспекторы рыбоохраны.
Конечно, еще рано говорить о полной победе над осетровой мафией. Понятно, что злоумышленники вряд ли перестанут заниматься своим делом, оставаясь на свободе, особенно если это их единственный заработок. Они наверняка будут искать других поставщиков и новые каналы логистики и сбыта. Но в любом случае уже создан прецедент, когда правонарушители не отделываются копеечными штрафами, а несут ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом.
От редакции
Вот так на практике выглядит борьба с осетровой мафией на примере отдельно взятого региона. Кому-то может показаться, что в этой борьбе не хватает эффектных погонь, задержаний, перестрелок и харизматичных злодеев, как в некогда популярном сериале «Спрут» с Микеле Плачидо в роли комиссара Каттани. Хотя на самом деле все примерно так же, как в кино, разве что без стрельбы. Особенно если полиции, прокуратуре и рыбоохране удастся выяснить, почему так свободно торговали нелегальной продукцией на рынках Красноярска — и никто до поры до времени не задавал лишних вопросов гражданке Душевой и ее коллегам по незаконному бизнесу. Там, глядишь, и всплывут теневые персонажи, само существование которых и позволяло заниматься противоправной деятельностью. Енисейское ТУ Росрыболовства обещало информировать редакцию «Русской рыбы» о ходе расследования.