Образование

Георгий Ким: «Теоретиков не готовим»

Интервью с ректором Дальрыбвтуза

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) оказался в тяжелой ситуации – Рособрнадзор отказал ему в аккредитации по образовательным программам «Экономика и управление». Рыбная промышленность региона рискует остаться без экономистов, бухгалтеров, маркетологов и финансистов из-за принятых чиновниками решений. О сложившейся ситуации, совместной работе с предприятиями отрасли и о том, в чем прелесть санкций, «Русской рыбе» рассказал ректор университета Георгий Ким.


— Георгий Николаевич, Рособрнадзор лишил Дальрыбвтуз аккредитации по «Экономике и управлению» в прошлом году. Насколько сильным ударом это стало для вуза?

— Мы были шокированы действиями Рособрнадзора! Лицензия у вуза есть, но аккредитацию по столь значимому направлению обучения нам не продлевают. Мы ведь готовим не экономистов широкого профиля, которых в стране пруд пруди и которые никогда не смогут подсчитать, сколько будет стоить банка сайры в масле. Наши экономисты с первого курса знакомы с запахом рыбы во всех смыслах, начиная от работы в лабораториях, заканчивая решением сложных экономических задач именно в рыбной отрасли. Я понимаю, что сегодня в России существует тенденция по сокращению числа экономистов. Но при чем здесь рыбная промышленность? Мы же кормим страну! В Дальрыбвтузе на экономистов учится более тысячи человек. Более того, «Экономика и управление» приносила львиную долю во внебюджетный фонд, что позволяло содержать уникальную научную базу в поселке Славянка, здания университета и студенческий городок во Владивостоке, поощрять талантливых студентов и молодых ученых и многое другое. Нас этого лишили. Что касается дальнейших действий, то в Рособрнадзоре нам сказали: «Получайте аккредитацию заново».

obr1_13.jpg.JPG— Сегодня многие вузы в стране объединяются. Ходят слухи о желании Камчатского технического госуниверситета к вам присоединиться.

— Исключено. Камчатский университет когда-то был нашим филиалом. Затем отделился, а теперь захотел вернуться в родную гавань ввиду недобора студентов. Сегодня прорабатываются варианты объединения с наукой, скажем, с ТИНРО, это более интересный путь развития. Резко возрастет значимость нашей научной деятельности. Такой шаг позволит вузу стать более интересным для бизнеса, в частности, может увеличиться доля заказов на научные разработки. Это объединение позволило бы создать мощный диссертационный совет, еще больше студентов привлекать к научным проектам, повысить престиж университета и подготовить более благоприятную почву для инвестиций. Вот в этом я вижу перспективу.


— Кстати, о бизнесе. Вы неоднократно критиковали предпринимателей за то, что они не желают сотрудничать с вузом в части подготовки кадров для отрасли.

— На мой взгляд, бизнес должен создавать социально-бытовые условия для молодого человека, который учится в вузе. Любой студент думает о своем будущем и хочет быть в нем уверен. Я давно предлагаю частным компаниям платить социальную стипендию тем, кто готов по окончании университета работать в море. Но платить по такому контракту, который обяжет студента в случае отказа выходить на работу либо вернуть всю полученную стипендию, либо минимум два года отработать на компанию, которая платила ему деньги. Да, возможно, меры слишком жесткие, но я уверен, что это даст результат. Иначе отрасли грозит кадровый недобор. Я знаю многих молодых людей, которые готовы получать в разы меньше, но работать только на берегу. И бизнесмены согласны с моими предложениями, но активных действий не предпринимают. А нам нужна поддержка предприятий отрасли в сложившейся непростой ситуации. Мы заинтересованы в самых различных формах сотрудничества. В первую очередь, это подготовка молодых специалистов по целевым договорам, переподготовка и повышение квалификации сотрудников отраслевых учреждений и предприятий, спонсирование студенческих и школьных олимпиад, конкурсов, поощрение талантливых студентов, спонсорская помощь на ремонт студенческого городка и многое другое. Вместе мы можем стать сильнее и приносить больше пользы стране.


— Возможно, рыбодобывающим компаниям не до того? Все они в один голос утверждают, что на сегодняшний день их волнует только один вопрос — новые правила распределения квот с 2018 года.

— Могу сказать, что жалобы рыбаков на действия властей неоправданны. По-моему, все абсолютно справедливо: построил судно — получил квоты. Нет судна — до свидания. Бизнес слишком долго спокойно зарабатывал огромные деньги. Предприниматели напрасно полагали, что государство будет молча смотреть на то, как они приумножают свои капиталы, уходя от налогов и получая субсидии. Эти времена уже в прошлом. Поэтому «акулы бизнеса» так напуганы.

obr1_12.jpg.jpg


— Вы часто говорите, что сегодняшние сложности в экономике всем на руку. Что вы имеете в виду?

— Давайте вспомним времена Великой Отечественной войны. Она же заставила СССР резко обогнать весь мир по многим показателям, в том числе в строительстве военной техники. Война заставила нас думать и играть на опережение. Сегодня сложилась очень похожая ситуация. Мы вынуждены ускоренными темпами развивать сельское хозяйство, создавать новые технологии, а не закупать все это за границей. У нас же все есть! Ресурсов в стране хоть отбавляй, толковых специалистов достаточно. И молодежь сильно изменилась за последнее время. Молодые люди стали понимать, что если не пахать с утра до вечера, то на ноги не встать. Жаль, что многие по-прежнему стремятся уехать с Дальнего Востока в центральные регионы. Скорее всего, в той же Москве у них все сложится. Но здесь, дома, шансов добиться успеха гораздо больше.

Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (Дальрыбвтуз) уже 85 лет является главной кузницей кадров для рыбной и морской отрасли на Дальнем Востоке. Ежегодно вуз выпускает более 1,5 тыс. дипломированных специалистов по судовождению, промышленному рыболовству, аквакультуре и ряду других редких профессий.

Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Образование | 27.07.2016