Рыбное обозрение   №5 /ноябрь-декабрь 2018/

В погоне за макрурусом

Зачем вообще добывать рыбу на большой глубине? У «Русской рыбы» есть несколько ответов

Зачем вообще добывать рыбу на большой глубине? Есть несколько ответов на этот простой вопрос современного обывателя. Во-первых, население земли растет, а численность дикой рыбы в Мировом океане остается примерно одинаковой. Соответственно, надо искать скрытые резервы в плане вылова. Во-вторых, глубоководные виды имеют целый ряд преимуществ. Они более питательны, в них абсолютно нет паразитов, что позволяет употреблять некоторые из них даже в сыром виде, или делать из них деликатесный фарш сашими, как из «морского монаха». Наконец, с точки зрения рентабельности гурманы готовы платить за глубинную экзотику солидные деньги.
Текст: Сергей Сибиряк

По самым приблизительным оценкам ученых, Мировой океан может обеспечить выловы до 2 млрд тонн биоресурсов. Но это если не топтаться на поверхности, а идти вглубь. На глубинах порядка 2–2,5 км, где царит сплошная мгла и адское давление, не все виды рыб известны науке. Но уже ясно, что это перспективная сфера для рыболовства, поскольку туда еще почти не дотянулась рука человечества, и биоресурсов там на порядок больше, чем в хорошо освоенном пространстве до 600–800 метров.

Морская глубина скрывает перспективные для освоения виды краба: стригунов — ангулятуса и красного; опилио, японикуса, равношипого, Коуэса, Веррилла, многошипого, Таннера. Помимо крабов, там таятся огромные запасы рыб, продукция из которых очень конкурентоспособна на внешнем рынке. Это макрурус: малоглазый, черный, длинноперый и пепельный; лемонемы, кабан-рыбы, тот же морской монах, берикс, шипощек, мезопелагический кальмар, морской окунь.

«Исследования подтвердили, что глубины до 800 метров не столь интересны для промышленного вылова крабов. На такой глубине можно добывать нормального краба-стригуна лишь ранней весной, перед линькой, и не более 30 дней, — говорит Алексей Слизкин, ведущий научный сотрудник ТИНРО-Центра. — Пояс глубин 900–1300 м для глубоководных крабов — это промежуточный диапазон встречи особей, идущих на нерест или на нагул. За счет особенностей миграции и скопления всех видов краба тут создаются самые выгодные условия для хороших уловов. Коммерческий же краб нагуливается на глубинах более 1400 метров, причем это происходит от 6 до 9 месяцев в году, и на этих глубинах сосредоточены его колоссальные запасы. Именно в этот диапазон глубин и нужно попасть рыбакам с их орудиями лова».

Макрурус (лат. Macrourus) — род промысловых глубоководных лучепёрых рыб из отряда трескообразных (Gadiformes). Макрурусы распространены в Атлантическом, Индийском, Тихом и Южном океанах. Обитают в водах с низкой температурой на глубинах от 150 м, чаще глубже, иногда до 2200 м.

Но вот попасть туда как раз не очень легко. Пионер глубоководного промысла в нашей стране — рыболовецкий колхоз «Восток-1» из Приморского края начал процесс ухода на глубину еще в 2001 году, и после модернизации своего оборудования на кораблях достиг глубин порядка 1200–1400 метров. Для такого лова требуется очень мощные орудия лова, и суда на такой глубине все-таки смогли организовать устойчивый промысел крабов и рыбы.

Еще один объект вылова «Восток-1» — макрурус. Это рыба семейства тресковых, к которому принадлежит и минтай. С использованием ярусного оборудования попробовали ловить его на глубине до 1700 метров и выявили огромные запасы. Рыба буквально сидела на каждом крючке. Уловы ярусного судна среднего тоннажа достигают до 40 тонн в сутки, тогда как на шельфе обычно такому же судну не удается поймать больше 8 тонн.

Но эти эксперименты сразу показали и проблему: выборка огромного улова с такой глубины создает невероятную нагрузку на выборочное оборудование и промысловое вооружение. Получается, что оно очень быстро изнашивается и выходит из строя, при том, что ярусное оборудование гораздо дороже, чем траловое. Поэтому необходимо искать инновационные решения этих задач.

Промысел так называемого черного макруруса может быть рентабелен еще и по другой причине. При обычном ярусном лове заметную долю рыбы с крючков объедают касатки. Что только рыбаки не делают, чтобы избавиться от этих умнейших животных, занесенных в Красную книгу. Устанавливают акустические сонары, устраивают морские гонки, чтобы прийти на свободное место первыми. Не помогает ничего. Часто бывает так, что объедается до 80–90% трески и того же макруруса. Но у черного макруруса на спине находится большой шип, и касатки его не трогают.

Идти на глубину нужно еще и потому, что поверхностные запасы подвержены заметным колебаниям, тот же минтай может со временем прилично сократиться в объемах, если не регулировать мировые квоты на его вылов. А на двухкилометровой глубине рыбы очень много.

Научные работы ТИНРО-Центра, проведенные на судах «Востока–1» показывают, что имеются хорошие предпосылки к значительному увеличению общих допустимых уловов (ОДУ) на глубинах в диапазоне 1400 – 2500 метров.

Но чтобы достичь 2,5 км, судам требуется новая модернизация и еще более мощные орудия лова. «Восток-1» разработал проект переоснащения кораблей для глубоководного промысла стоимостью 400 млн рублей на 15 судов. При этом срок окупаемости определен в 8 лет. Компания попыталась пойти по ускоренному варианту, подав заявку на получение статуса резидента особой портовой экономической зоны в Приморье. Несколько видов льгот могли бы серьезно помочь в переоснащении, но в статусе резидента «Востоку-1» пока что было отказано.

«Если к освоению глубины 1200 метров мы шли 10 лет, то сегодня, имея за плечами колоссальный опыт и уникальные фундаментальные знания, мы можем проект освоения глубин до 2500 метров осуществить за два-три года и начать промышленную добычу с этих глубин, — говорит руководитель компании Александр Сайфулин. — С выходом на новые глубины существенно вырастет добыча: по самым скромным подсчетам, на 30–40% за три года. Из чего мы исходили, предлагая государству нас поддержать? Из того, что очень скоро, через три-четыре года, оно получило бы дополнительные налоговые отчисления на существенную дополнительную прибыль. Но в статусе нам, к сожалению, отказали по формальным признакам. Объяснили тем, что его может получить только новая компания, что в нашем случае невозможно, учитывая закрепленные за нами, как действующим юрлицом, доли квот».

Поэтому «Восток-1» идет сейчас по более долгосрочному графику, постепенно инвестируя в обновление флота, на что уже было потрачено порядка 200 млн рублей.

Интересно, что долгое время ловля глубоководного макруруса не приносила компании доходов, поскольку эта рыба стоила порядка 600–800 долларов за тонну. Вылов поддерживался полученной прибылью от крабов. Однако постепенно компания отработала технологию, цены выросли до 1200 долларов за тонну, а на глубинах 2,5 км наука обнаружила огромные запасы этой рыбы. Поэтому те инвестиции, которые компания сделала еще в начале 2000-х годов, что называется «сыграли». Конкурентов нет. Как полагает Александр Сейфулин, при дальнейшем изучении наукой глубоководного потенциала вполне может оказаться так, что объем крабов превысит все ОДУ Дальнего Востока, а запасы черного маркруруса превысят и запасы минтая, который сейчас является основным рыбным ресурсом в этой части нашей страны.

Черный макрурус, может, и не так презентабелен на вид, как голубой тунец, но зато это вкуснейшее мясо, которое может идти на фарш сурими. А еще это безопасный ингредиент для суши, ведь паразитов в нем нет.

Восток-1 все же получил льготы от государства при оплате сборов за водные биоресурсы, они помогли достигнуть глубины в 1200 метров. В любом случае это лучше, чем ничего. Глубинный вылов внесен в перспективные планы развития рыболовства до 2030 года. Однако требуются серьезные и дорогие научные исследования, требуется и «раскрутка» такой рыбы как черный макрурус, потому что потребители о ней практически ничего не знают, и даже специалисты иногда путают его с так называемым малоглазым макрурусом, который имеет водянистое мясо и не очень интересен в кулинарном плане.

Зато черный — совсем другое дело, его высоко ценят в Японии и Китае. Туда, кстати, и уходит пока подавляющая часть уловов. Выловленный ярусным, а не траловым способом макрурус имеет очень хорошее потребительское качество. И хотя он дороже своего собрата — минтая, но вполне по карману среднему потребителю. Если бы покупатели знали о его полезных свойствах, то наверняка предпочитал бы эту рыбу многим другим.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Рыбное обозрение | 12.12.2018 №5 /ноябрь-декабрь 2018/