Промышленность

«Океанрыбфлот»: люди моря

Восемь лет подряд Камчатка – лидер среди регионов России по добыче водных биоресурсов

Камчатке есть чем гордиться: восьмой год подряд полуостров сохраняет лидерство среди регионов России по добыче водных биоресурсов. За 2016 год суммарный вылов рыбопромышленников региона составил более миллиона тонн, что почти на 90 тысяч тонн больше показателей 2015 года. С 90-х годов прошлого столетия это, пожалуй, самый высокий уровень вылова, и в будущем цифры могут только расти. Рыбная отрасль постепенно выходит из кризиса, вновь завоевывая утерянные позиции, и это во многом заслуга камчатских рыбаков. Хорошим показателем является и появление новых рыбацких династий, которые во все времена являлись опорой любой компании.
Текст: Валентина Боковикова

Охотоморская минтаевая экспедиция идет полным ходом. Камчатка в этом году стартовала удачно. Тон и ритм большой рыбалке традиционно задает крупнейшая рыбодобывающая компания — ПАО «Океанрыбфлот». Это предприятие по праву считается флагманом рыбодобывающей отрасли России по объемам добычи, производства, количеству работников и ряду других показателей, за что ему официально присвоен почетный титул «Лидер российской экономики».

Зимняя экспедиция — самая ответственная рыбалка, по результатам которой оценивается весь год, поэтому экипажи с первых дней путины стараются держать планку высоко. Штормы в этом сезоне изнурительны и постоянны, они обрушиваются на моряков буквально каждые три дня, поэтому легкой экспедицию не назовешь, несмотря на хорошие темпы вылова. На данный момент из 14 БМРТ в лидерах «Матвей Кузьмин» (капитан-директор Анатолий Романчук), «Поллукс» (капитан-директор Юрий Солодкий) и «XX съезд ВЛКСМ» (капитан-директор Владимир Наумов). Впрочем, остальные экипажи отстают ненамного и еще могут изменить расстановку сил. Специалисты в компании сильные, опытные, с отличной рыбацкой интуицией и стремлением к победе, поэтому шансы у всех примерно равны.

«Океанрыбфлот» по праву считается флагманом российской рыбодобывающей промышленности. Работать здесь престижно, да и оплата труда на самом высоком уровне.

К слову, в последние годы интерес к рыбацкой профессии снова вернулся, и если несколько лет назад в море брали буквально всех желающих, то сегодня ситуация изменилась кардинальным образом.

«У нас люди, которые работают непосредственно в море, сегодня получают достойную зарплату. Если раньше, в трудные времена, были большие проблемы с набором экипажа, то теперь в отдел кадров «Океанрыбфлота» стоит очередь, и устроиться работать на судно можно, пожалуй, только весной, при смене экипажа, — подчеркивает генеральный директор ПАО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. — На зимнюю рыбалку набор экипажа заканчивается задолго до ее начала. И это, на мой взгляд, хороший показатель привлекательности нашего предприятия».

Есть в компании специалисты, которые выросли в рыбацких семьях, взрослели на разговорах о морских приключениях и затем шли по стопам отцов. Трудовые династии — гордость любого коллектива, ведь лучшего наставника, чем отец, найти трудно. Если мальчишка с детства ощутил неповторимый вкус морской романтики и жажду странствий, он, не задумываясь, выберет море.

Алексей Малеев в этом году впервые отправился в охотоморскую промысловую экспедицию в статусе капитана. К своей цели он последовательно шел много лет и уверен, что у него все получится. Он из рыбацкой семьи: отец Алексея Петр Никанорович всю жизнь проработал на Камчатке старшим электромехаником и передал любовь к морю сыну по наследству. В 1998 году Алексей поступил на судоводительский факультет высшего мореходного училища, но уже во время практики понял, что манит его не сам рыбацкий промысел, а путешествия по морям-океанам.

В мае 2007 года он был принят на работу в «Океанрыбфлот» и уже здесь прошел путь от третьего помощника до капитана, побывав во многих странах и городах мира.

«Я рад, что дошел до верхней ступеньки. Работа у нас на транспортных судах не рутинная, интересная, скучать не приходится. Особенно в такой крупной компании, как наша, — говорит Алексей Малеев. — Я прошел все транспортные суда, работал со многими капитанами и заслужил уважение среди коллег. Если человек работает плохо, у нас с ним быстро прощаются, и наоборот: если работаешь ответственно и с душой, то ты на хорошем счету. Так всегда было и будет».

В свой первый «капитанский» рейс Алексей Малеев идет спокойно и уверенно. Транспортное судно «Канариан Рифер» он знает хорошо, не один рейс работал на нем грузовым помощником капитана. К тому же в первый месяц он будет дублером опытного капитана Виктора Тихонова и только потом, всесторонне изучив судно и познакомившись с экипажем, встанет на капитанский мостик.

«Мне нравится моя работа, — утверждает Алексей Малеев.— Это совсем другая жизнь, которая отличается от жизни в городах, этих бетонно-асфальтных «муравейниках». В море ты можешь целиком отдать себя любимому делу, все в твоих руках, надо только не лениться. Там реальный мир, стихия, океан. В городе все однообразно: вот тебе магазин, вот дом, вот дороги. А в море ты эти дороги сам ищешь, продумываешь варианты, проходишь испытания и гордишься, когда у тебя все получается. А когда рейс закончен, спешишь домой, ведь там тебя ждут жена и дети. Сыну моему десять лет, он частенько говорит, что, как папа, будет моряком. Жена, конечно, пока не одобряет такое желание с его стороны, но я не буду препятствовать его выбору. Если я полюбил море, почему бы и сыну его не полюбить? Мама моя тоже всю жизнь отца из моря ждала. Теперь меня ждет. Так и жена моя, возможно, сейчас ждет меня, потом будет ждать сына. Горечь прощания и слезы радости при встрече — это и есть жизнь. Жизнь без переживаний не интересна».

Еще один представитель рыбацкой династии — Владимир Серегин. Его отец Николай Александрович прибыл на Камчатку после распределения из Мурманска. С ним на полуостров отправились и жена с маленьким сыном. Почти 20 лет Николай Серегин трудился в «Океанрыбфлоте» электромехаником, и когда повзрослевший сын объявил, что пойдет по его стопам, сказал просто: «Решай сам». В 1999 году Владимир Серегин поступил в КамчатГТУ и после его окончания отправился в море.

«Когда идешь первый раз, работа кажется сложной, в теории знаешь все, но практики не хватает, — рассказывает Владимир Серегин. — Хорошо, что старшие коллеги с пониманием относились, помогали всегда и делом, и советом. Мой непосредственный наставник Владимир Петрович Рассказов, старший механик, многому меня научил, и я с благодарностью вспоминаю те годы».

Сейчас Владимир Серегин трудится в управлении компании на должности механика-наставника. Говорит, что немного устал от моря и нужно некоторое время поработать на берегу. Ему нравится новая должность, новая ответственность, но далеко идущих планов он не строит и не исключает, что позже опять отправится в экспедицию.

«Море еще может позвать, — говорит Владимир. — В море интересно мир посмотреть, да и зарплата больше, чем на берегу. Правда, и труд намного тяжелее. Пока я добился того, чего хотел, но это лишь начало пути и надо идти вперед. Сейчас радует то, что работа спокойная, компания стабильная, устойчивая, потому всегда есть перспективы роста. Но если море позовет, смогу пойти, никто не будет препятствовать. Так что, возможно, сухопутным буду не всегда. Часто вспоминаю штормы, рассветы, закаты. Обычному человеку кажется, что море всегда одинаковое, но нет, оно всегда разное и никогда не повторяется».

Работа в море — это не только рыбацкая романтика, штормы и приключения, но и огромная ответственность перед всей командой, да и перед самим собой.

В одном кабинете с Владимиром работает еще один представитель рыбацкой династии Алексей Селиванов. Его отец около 40 лет работал в Камчатском морском пароходстве, перегонял первые суда на полуостров. Мама — тоже морячка, ходила поваром на рыбопромысловых судах.

«Я с детства в этой атмосфере, — делится воспоминаниями Алексей, — отец постоянно брал меня к себе на работу. Одно из ярких воспоминаний детства — его морская форма, особенно летняя, тропическая, и якорь на фуражке. Как я любил примерять эту форму! Отец приходил с работы в ней, и я гордился им, понимал, что он из особой касты, уважаемый всеми человек. И ароматы парохода до сих пор помню: запах солярки, теплого пара, а из камбуза пахнет свежевыпеченным хлебом. Когда мне было лет семь, отец взял меня с собой в рейс, всего три дня мы шли во Владивосток на пароходе «Юрий Смирнов», а в памяти осталось это событие на всю жизнь. Так получилось, что я сразу начал думать о будущем, неразрывно связанном с морем. Из моего окна был вид на бухту, а там пароходы, пароходы… Так что я не терзался выбором.

После окончания школы в 1988 году поступил в Петропавловск-Камчатское высшее инженерное училище. Учиться было интересно, практики было много в море и на мехзаводе. Хотя с морем подружился не сразу. Прошел и через неизбежные разочарования, когда реальность расходится с детскими мечтами. Были и тяжелые времена. Я ведь сначала пошел в торговый флот мотористом. За семь лет обошел всю Юго-Восточную Азию. С одной стороны, это было интересно, но были суровые и не самые приятные испытания.

Однажды пришлось даже голодать в Новой Гвинее. Так получилось, что рыбаков там просто оставили на полгода. Я на пятнадцать килограммов похудел, а домой пришел, сразу начал, как герой Джека Лондона, прятать кусочки еды по всем углам. Боялся голода. Так что жажда приключений у меня несколько притупилась после этого.
В 2002 году я пришел в «Океанрыбфлот». И сразу вспомнил мудрые слова нашего декана, которые когда-то мы всерьез не восприняли. Он говорил: «Не каждый из вас пойдет в море. Кто-то найдет другое призвание, но я вам советую: не бросайтесь с головой в другие сферы. Поработайте два-три года теми, на кого учились, почувствуйте себя механиками, потрогайте руками механизмы. И потом, даже если уйдете, вы в любой момент сможете вернуться. Мышечная память — это навсегда».

Двенадцать лет Алексей Селиванов ходил в море. Когда предложили работу в инженерно-технической службе «Океанрыбфлота», согласился не сразу и вначале тосковал по морю: «Слишком разный ритм жизни, режим дня, все по-другому. В рейсе все просто: вахта, сон, вахта, сон — зацикленный процесс. И приготовят тебе, и постирают. Опять же ты отвечаешь только за механизмы своего парохода, а тут — за все суда. Но после первой же модернизации БМРТ стало интересно. Перерождение судна — как рождение ребенка. Видишь, как формируется, растет, усложняется корабль. И потом невольно следишь за его судьбой: насколько он стал эффективнее работать. И если все хорошо, тебя поблагодарили за хорошую работу, настроение поднимается.

Конечно, и шишки набивал при первой модернизации, но теперь уже легче, знаешь, как подходить к процессу, оптимизируешь технические решения, чтобы они принесли больше пользы. Работу свою я люблю и никуда уходить не собираюсь. Я — часть этой компании, ее успехи — это и мои маленькие победы. Но океан вспоминаю часто. Охотское море, зима, шторм, ледяной ветер, и вдруг однажды выходишь на палубу и замираешь, чувствуя приближение весны. Весна — это особый запах, осколки льда плывут по морю, и огромный шар солнца выплывает из-за горизонта. Все-таки романтика в человеке неистребима. А может, это воспитание моего отца. Он всегда мечтал, чтобы я продолжил династию, но не требовал, предоставлял мне право выбора. Хотя советовал не размениваться. Если выбрал дорогу — иди по ней. Не распыляйся, если хочешь чего-то добиться, а начнешь метаться — распылится твоя энергия напрасно».

Море никогда не бывает одинаковым, и оно никогда не уходит из жизни тех, кто решил продолжить работу на берегу.

Надежную смену себе подготовили камчатские моряки. А в последнее время в «Океанрыбфлот» все чаще приходит молодежь из дальних регионов страны: Астрахани, Волгограда, Калининграда, Санкт-Петербурга, Владивостока, Крыма, Мурманска… Не все остаются надолго. Кто-то не выдерживает тяжелого ритма рыбацких будней, кто-то просто ищет более легкий и быстрый заработок. Остаются настоящие моряки, закаленные трудностями, уверенные в своих силах, целеустремленные, добросовестные и трудолюбивые. Именно они — будущее «Океанрыбфлота». Камчатка по-прежнему манит романтиков, и работа в крупнейшей рыбодобывающей компании страны — лучший старт для тех, кто влюблен в море.

Как добывалась, перерабатывалась и продавалась русская рыба в 2016 году?


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Промышленность | 14.07.2017