Сивуч, или северный морской лев Стеллера — типичный обитатель шельфовой зоны моря. Изредка встречается в открытой части моря, однако большую часть жизни проводит в прибрежных водах в пределах 30 миль от берега. Включен в Красную Книгу России.
История образования лежбищ сивучей в черте города Петропавловска-Камчатского в Авачинской губе началась в середине 1970-х годов с сивуча Васьки — так его прозвали рыбаки. Он держался на воде недалеко от берега, подплывал к рыбацким судам, где его охотно подкармливали. Вслед за Васькой стали прибывать и другие сивучи. Так постепенно к девяностым годам образовалось первое лежбище на месте полуразрушенного пирса в бухте Моховой в черте Петропавловска-Камчатского — тогда там еще работал рыбоконсервный завод. Чуть позже сивучи облюбовали лежбище недалеко от городского рыбного порта на мысе Сигнальном. А весной 2008 года образовалось третье береговое лежбище на мысе Чавыча, примыкающее к городским очистным сооружениям.
— Животные приплывают в Авачинскую губу для зимовки. Первые сивучи появляются в конце августа — начале сентября, а покидают городской берег и уходят на природные лежбища в начале —середине мая, — рассказывает заведующий лабораторией морских млекопитающих Камчатского филиала ВНИРО, кандидат биологических наук Сергей Иванович Корнев, который с 2006 года занимается наблюдением за сивучами. — В последние 10 лет мы отмечаем сокращение численности зимующих зверей. Так, в настоящий зимний сезон максимальная численность на лежбищах достигала лишь 70 особей, в то время как в 2009 году было учтено почти 390 животных.
По словам ученого, возможно, отчасти это связано с ухудшением их питания в Авачинской губе. Более современным стал технологический процесс выгрузки рыбы на берег. Например, в бухте Моховой стали выгружать рыбу при помощи специального рыбонасоса непосредственно из трюма судна в цех обработки. Выпавшей рыбы в воду уже не стало, и сивучам пришлось искать «легкий» корм в других местах.
В рыбном порту еще используют каплеры, но рыбные отходы в водуне попадают. Их собирают в массивные баки и затем увозят на переработку на другой завод. Некоторые сивучи — доминантные старые самцы, осмелев, выходят на пирс прямо под крышу завода, где стоят контейнеры с рыбными отходами и, встав на задние ласты, достают из контейнера рыбьи головы. Благо, размеры тела (около 3 метров) им это позволяют.
— Фото и видеосюжеты о сивучах-воришках сейчас очень популярны в камчатских соцсетях, но при встрече с сивучами важно знать, что они представляют опасность и могут вести себя агрессивно. Необходимо соблюдать дистанцию не менее 5 метров, не стоять у животного на пути, шумом отпугнуть, вынуждая вернуться обратно в воду, — предупреждает Сергей Иванович.
Другая причина снижения численности сивучей, по мнению ученого, следующая: лежбища находятся в рыбных портах, в зонах активной деятельности человека, животным зачастую приходится делить место под солнцем с портовыми собаками, которых здесь всегда немало. Для животных это представляет определенную угрозу, поскольку собаки являются переносчиками таких заболеваний, как лептоспироз, токсоплазмоз, чума плотоядных.
Благоустроено только одно лежбище — в бухте Моховой (частично реконструирован пирс, построена смотровая площадка и огорожена сеткой), в остальных местах обитания сивучей условия, в которых они зимуют, далеки от идеальных: загрязненность воды сточными водами и нефтепродуктами, разбросанная на местах залежек арматура и мусор, оставленный «посетителями», постоянное движение судов. Все эти факторы скорее и приводят к сокращению численности обитающих в черте города животных.