Интервью   №5 /ноябрь-декабрь 2018/

«В рыбоводстве началась большая стройка»

Интервью журналу «Русская рыба» дал руководитель ФГБУ «Главрыбвод» Дан Беленький

ФГБУ «Главрыбвод» — это одна из центральных структур, на которую возложена задача сохранения и восстановления водных биоресурсов страны. Какие первоочередные цели перед ней стоят, как решается вопрос с модернизацией и реконструкцией действующих рыбоводных заводов и строительством новых, как реализуется механизм компенсационных выпусков — в интервью журналу «Русская рыба» рассказал руководитель ФГБУ «Главрыбвод» Дан Беленький.
Текст: Ирина Есипова

— В прошлом году была практически завершена реорганизация Главрыбвода. Как компания выглядит сегодня?

— Сегодня Главрыбвод — это более 100 рыбоводных заводов, которые объединяют 28 филиалов по всей стране и более 6,5 тыс. сотрудников. Если говорить о положении дел, то отрасль воспроизводства водных биоресурсов, по сути, не имела никаких капитальных вложений со времен Советского Союза. Поэтому понятно, что все заводы, которыми мы стали владеть, находятся в весьма плачевном состоянии. Для их нормального функционирования необходимо значительное количество средств, которые государство не может пока себе позволить. Мы это понимаем, поэтому работаем над привлечением инвестиций из других источников. И инвестиции эти — не столько в заводы, сколько в сохранение наших водных биоресурсов.

Хочу отметить, что Главрыбвод обладает самым большим в стране количеством рыбоводных площадок и объемом производственных мощностей. Наши 102 завода расположены практически в каждом федеральном округе. Мы занимаемся разведением самых разнообразных видов рыб: и судака, и осетров, и лососей, и муксуна, и других сиговых. Воспроизводим мы их как в рамках госзадания, так и в ходе компенсационных мероприятий. Кроме того, мы единственные в стране, кто воспроизводит ценные и находящиеся под угрозой исчезновения виды, такие как азовская белуга, каспийский лосось, черноморский лосось, сахалинский осетр, байкальский осетр и байкальский омуль.

— Каковы в настоящий момент ежегодные объемы выпусков?

— В рамках госзадания мы ежегодно выпускаем более 8 млрд штук молоди разных видов рыб. Самое большое количество выпусков — более 7,5 млрд экземпляров приходится на Южный федеральный округ, на втором месте — Дальневосточный федеральный округ — около 240 млн штук. Много выпускают в Северо-Кавказском и Сибирском федеральном округах — более 135 млн и более 91 млн штук молоди соответственно. Всего из этих выпусков на лососевые приходится примерно 323 млн штук, на сиговые — более 100 млн, на осетровые — более 50 млн штук молоди ежегодно.

Главрыбвод ежегодно выращивает и выпускает в наши реки более девяти млн рыб краснокнижных видов, таких как каспийский лосось, амурский лосось, таймень, хариус, сиг волховский и другие. Помимо этого, мы выпускаем 222 млн экземпляров ценных рыб и более 44 млн рыб особо ценных видов.

 

— Что Вы можете сказать о рыбоводных предприятиях, которые будут построены или капитально реконструированы в ближайшее время?

— Сегодня мы продолжаем работу по оценке состояния наших производственных активов и объема средств, необходимых для их реконструкции и модернизации. До 2021 года уже запланирована реализация некоторых проектов, о которых хотелось бы сказать.

Главрыбвод активно работает на рынке компенсационных мероприятий, продавая излишки продукции, производимой на рыбоводных заводах. Это позволяет получать внебюджетное финансирование и приводить в порядок основные фонды организации.

В первую очередь, это создание современного селекционно-племенного Центра рыбоводства в Карелии, который будет производить икру и малька радужной форели в объеме 25 млн и 10 млн штук в год соответственно.

После реконструкции Селенгинского и Большереченского заводов на Байкале мы сможем производить более 1 млрд личинок омуля в год. Это позволит нам серьезно продвинуться в вопросе восстановления его популяции.

Строительство стерляжье-рыбцово-шемайного комплекса в Ростовской области позволит нам обеспечить воспроизводство там более 4 млн осетровых в год. Следующий проект — реконструкция Белоярского рыбоводного завода, который обеспечит воспроизводство молоди осетра на уровне 2 млн штук в год.

Реконструкция по новейшим технологиям Абалакского завода позволит воспроизводить там ежегодно молоди осетра в объеме 11 млн штук, а модернизация Чегемского форелевого рыбоводного завода — молоди каспийского лосося в объеме 1 млн штук. После реконструкции Арманского лососевого рыбоводного завода на Магадане мы сможем получать там каждый год 15 млн штук тихоокеанского лосося. Объектов действительно очень много. Такой масштабной стройки отрасль не видела, как минимум, с советских времен.

— Расскажите о проводимых вами компенсационных мероприятиях и о возможностях Главрыбвода в этом направлении.

— Объем средств, привлеченных Главрыбводом в рамках внебюджетной деятельности в целях компенсации наносимого ущерба, сегодня практически сопоставим с объемами финансирования госзадания, чего не было никогда. За счет внебюджетной деятельности мы получили в прошлом году порядка 1,4 млрд рублей выручки. Это направление надо будет серьезно расширять, возможностей у нас достаточно. Сегодня мы реализуем мероприятия по возмещению вреда при реализации крупнейших инвестиционных проектов, таких как «Северный поток-2», строительство порта Сабетта, порта Тамань, сооружение Керченского моста, Кольской верфи, магистрального газопровода «Краснодарский край — Крым» и других.

Наше конкурентное преимущество не только в объемах и качестве проводимых работ по восстановлению водных биоресурсов, а в том, что Главрыбвод впервые внедрил комплексный подход к обеспечению рыбоводных мероприятий с реализацией всех возможных направлений. Это искусственное воспроизводство, рыбохозяйственная мелиорация и капитальные мероприятия.

Заказчиками проведения компенсационных мероприятий выступают крупнейшие отечественные компании — Роснефть, Газпром, Лукойл, РусГидро, Россети, Росморпорт, РЖД, Росавтодор и многие другие.

При этом я хочу подчеркнуть, что все виды рыб, выращиваемые и выпускаемые нашими заводами, имеют подтвержденную видовую популяционную принадлежность. То есть, эти виды рыб из икры именно того бассейна, куда и выпускаются. Они не нарушают естественного природного баланса и не влияют на изменение генетического кода. С точки зрения экологии это очень важно.

Если учесть, что мы занимаемся не только рыбоводством, но еще и мелиорацией, то в принципе практически любой ущерб мы можем компенсировать эффективнее, чем любой другой участник рынка. А заработанные средства мы сможем направить на восстановление и развитие своих же производственных мощностей.

В России на сегодняшний день нет ни одной организации, которая бы обладала таким объемом производственных мощностей для производства ВБР, как Главрыбвод. 102 завода фактически охватывают всю территорию страны.

— Говоря о мелиорации, что можно сказать о федеральных целевых программах, в которых вы участвуете?

— ФГБУ «Главрыбвод» участвует в нескольких федеральных целевых программах. Одна из них касается реки Волги, где большое количество гидросооружений не позволяют рыбе нереститься так, как она должна это делать в природных условиях. Там выполнялся большой объем компенсационных мероприятий, которые проводились еще в советские годы. Например, были созданы каналы-рыбоходы, которые после распада Союза никак не поддерживались. Но сейчас запущена программа, в которой мы принимаем непосредственное участие, — проводим там мелиоративные работы.

Мы начали их в прошлом году, через несколько лет завершим. Очистку воды и каналов-рыбоходов необходимо проводить регулярно, через каждые 5–7 лет. Эти каналы заносит илом и песком, поэтому важно систематически расчищать их. Иначе вся наша работа просто обесценивается через какое-то время.

В рамках ФЦП «Развитие рыбохозяйственного комплекса в 2012–2020 годах» Главрыбвод эксплуатировал 135 гидротехнических сооружений на водных объектах рыбохозяйственного значения. В прошлом году мы расчистили объекты на площади более 200 га, создали и установили более 67 тыс. искусственных нерестилищ, вычистили водную растительность на площади более 7700 га

Хочу сказать и о крупных проектах, которые мы должны реализовать до 2021 года. Это мелиоративные работы на озере Ильмень, расчистка каналов-рыбоходов в Астрахани, мелиоративные работы на Цимлянском водохранилище и в акватории Черного моря. Только по этим проектам всего будет расчищено 10 310 000 кубометров водных объектов.

— Изучаете ли вы международный опыт в области воспроизводства? Насколько в этой области важен информационный обмен между учеными и рыбоводами?

— С точки зрения применения мировых технологий, безусловно, международный опыт нам нужен, и мы его перенимаем. Например, при создании нашего Карельского селекционно-племенного центра мы использовали наработки наших коллег из Дании и Финляндии, проводили проектирование именно на основе их опыта реализации подобных проектов. В свою очередь, и иностранцы тоже учатся у нас.

— Насколько вообще, на ваш взгляд, велики шансы сохранить видовое разнообразие и восстановить популяции, которые находятся под угрозой исчезновения?

— Эффективность менеджмента, как известно, заключается в последовательном и успешном решении задач, с ориентиром на главную цель. Сейчас нам необходимо реализовать проекты и программы, которые запланированы до 2021 года, сделать наши заводы современными и высокопродуктивными. Если будем идти вперед шаг за шагом, то сможем обеспечить рыбой не только себя, но и следующие поколения.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Интервью | 15.01.2019 №5 /ноябрь-декабрь 2018/