Импортозамещение

Форель государства

ФГУП «Племенной форелеводческий завод «Адлер» готовится к акционированию

Крупнейшее в России ФГУП «Племенной форелеводческий завод «Адлер», где есть уникальная для нашей страны коллекция пород форели, готовится к акционированию. Его руководство настаивает на том, чтобы при акционировании завод остался полностью в федеральной собственности. Иначе он может быть просто уничтожен. Текст: Сергей Плетнев.

ФГУП «Племенной форелеводческий завод «Адлер» — предприятие с историей: оно было основано еще в 1964 году для воспроизводства и исследования одного из деликатесных видоврыбы. Завод занимает 80 гектаров хорошей земли в одном из красивейших мест Сочи. По скромным подсчетам, стоимость этой площадки составляет порядка 20 млн долларов. И это ключ ко всем проблемам завода.

Как известно, содержание племенного стада убыточно всегда и везде. На сегодняшний день у адлерского ФГУП есть пять пород: это широко известные форель Дональдсона, камлоопс, стальноголовый лосось, а также выведенные самим предприятием и принадлежащие ему радужная форель Адлер и адлерская янтарная. Для сокращения убытков хозяйство еще и подращивает и продает осетров. Это единственное предприятие в стране, поставляющее в другие хозяйства, в том числе и в ближнее зарубежье, рыбопосадочный материал и икру на стадии глазка.

Более того, рыба с этого завода идет на стол первых лиц государства и на различные международные форумы. Ее достоинством является то, что живет форель в чистой питьевой проточной артезианской воде, которую качают из-под земли насосами. Соответственно, рыба имеет вкуснейшее мясо, чего невозможно добиться в установках замкнутого цикла. Да и многим жителям и гостям Сочи этот вкус тоже хорошо знаком: экскурсии на завод с покупкой рыбы на месте пользуются хорошим спросом.

Завод вполне может вписаться в процесс импортозамещения. Ведь сейчас российские производители форели покупают икру за границей — в США, Польше, Финляндии. При необходимых инвестициях возможно за три года с помощью одного только адлерского ФГУП покрыть все потребности страны в форелевой икре для нужд аквакультуры.

Да, цена у сочинской форели выше, чем у обычной в магазине, но столь качественный продукт и должен стоить дороже. В отличие от той же озерной карельской форели, урожай которой снимают только раз в год, перед становлением льда, здесь насосы подают кубометр воды в секунду, а поставки идут практически непрерывно, обеспечивая свежесть и постоянство улова. Кормят форель дорогим высококачественным датским кормом, каждая партия которого проходит экспертизу на ГМО и содержание вредных веществ. Иначе нельзя, если хочешь оставаться поставщиком для высших государственных структур. В год здесь выращивается 500–600 тонн форели. Раньше было больше — до 900 тонн, однако несколько лет назад на рынок вдруг хлынула менее качественная, но дешевая турецкая форель, какая-то непонятная заморозка, и объемы производства пришлось снизить.

forelka_11.jpgТе же несколько лет за предприятие, а вернее, за его землю, идет жесткая борьба. Цель одна, и ее никто не скрывает: обанкротить и продать завод, а на его месте выстроить элитный коттеджный поселок, который сулил бы бизнесменам немалые барыши. И все шло по плану, о чем нам рассказал нынешний директор ФГУП Александр Милега, назначенный как раз для того, чтобы предотвратить это банкротство. «В конце 2013 года, когда я принял предприятие, было 10 млн рублей убытка, — говорит он. — Деньги не разворовывались, но тратились таким нелепым образом, что сразу было понятно, к чему все идет. Простое наведение порядка уже в следующем году дало прибыль в 17 млн рублей, хотя было тяжело и начинался кризис».

В прошлом году результат должен был стать еще лучше, но помешало стихийное бедствие: наводнение смыло часть рыбы — на 26 млн рублей. К счастью, она была не племенной, а товарной. Но даже при этом завод умудрился показать положительный результат в миллион рублей!

И теперь стоит вопрос о его акционировании. Для Росимущества это головная боль: предприятие получает государственные дотации на содержание и разведение племенного стада, и еще требуются средства на обновление, потому что заводу уже более 50 лет. Теоретически необходимые деньги мог бы дать частный инвестор, купи он определенный пакет акций, но Александр Милега решительным образом возражает против этого. «С экономической точки зрения никакому частному инвестору не выгодно вкладывать деньги в это предприятие, если только он действительно не хочет его обанкротить, — говорит он. — У нас рентабельность в лучшем случае на уровне 10%. Вы представляете, сколько времени потребуется, чтобы вернуть инвестиции и получить прибыль? Если же дать возможность управления такому «заинтересованному» инвестору, то в один прекрасный момент может случиться все что угодно. Самое простое: вдруг заболевает рыба, нет реализации, появляются долги по кредитам и зарплате, далее — суд, банкротство и продажа как непрофильного актива».

Достоинством адлерской форели является то, что она живет в чистой питьевой проточной артезианской воде, которую качают из-под земли насосами. Соответственно, рыба имеет вкуснейшее мясо, чего невозможно добиться в установках замкнутого цикла.

По сути же, предприятие вполне может вписаться в процесс импортозамещения. Ведь сейчас российские производители форели покупают икру за границей — в США, Польше,Финляндии. Фактически поддерживаем своими деньгами иностранного производителя. В то же время при необходимых инвестициях возможно за три года с помощью одного только адлерского ФГУП покрыть все потребности страны в форелевой икре для нужд аквакультуры. И пусть для этого потребуются дополнительные средства, в целом для государственного бюджета выигрыш будет безусловным. Можно и увеличить производство самой форели. Но для этого необходимы новые технологии и оборудование. К примеру, очень перспективная разработка — насыщение воды кислородом. Это позволит производить до трех тысяч тонн высококачественной форели, достойной не только стола первых лиц государства, но и нашего.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Импортозамещение | 16.08.2016