Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока и Ленинградский судостроительный завод «ПЕЛЛА» заключили соглашение о сотрудничестве в области обновления флота. Торжественное подписание договоренностей состоялось в присутствии заместителя руководителя Федерального агентства по рыболовству Петра Савчука в Санкт-Петербурге 14 июня 2017 года на территории завода. В рамках Соглашения в этот же день заключен контракт на строительство среднетоннажного судна для компании «Антей».
По условиям контракта, к концу 2019 года завод построит для ООО «Антей» специализированное судно длиной до 50 метров для добычи и перевозки краба в живом виде с емкостью наливных трюмов порядка 500 кубометров.
В то же время платформа краболова универсальна и допускает переоборудование для промыла других объектов. «Это судно – как матрица. Поскольку у судна есть морозильный трюм, на его базе можно потом поставить и цех по переработке краба, и цех по переработке рыбы, а можно поставить и ярусное оборудование, в зависимости от конъюнктуры рынка», – пояснил президент «Антея» Иван Михнов. Он подчеркнул, что это первое судно для краболовов, спроектированное в России.
Президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков считает начатую работу актуальной: крабовый промысел на Дальнем Востоке ведут около 50-60 судов, которые со временем подлежат замене на новые. «Пелла» и «Антей» в этом процессе – первопроходцы.
Петр Савчук отметил важность договоренностей между рыбопромышленниками и судостроителями на старте заявочной кампании по распределению квот на инвестиционные цели, в том числе на строительство судов на отечественных верфях. «Понимание труда рыболовов обеспечит современным судостроителям заключение контрактов на строительство траулеров и развитие отечественного рыбопромыслового флота», – сказал заместитель руководителя Росрыболовства.
В российской рыбной отрасли назрела необходимость обновления и модернизации материально-технической базы. Только так можно повысить эффективность промысла, нарастить вылов и качественно изменить структуру производства в сторону увеличения объема выпуска продукции глубокой степени переработки. Для решения этих задач в июле 2016 года приняты изменения в отраслевой закон, предусматривающие в том числе внедрение механизма господдержки строительства новых современных судов и рыбоперерабатывающих фабрик в виде выделения специальных квот под реализацию проектов. В конце мая 2017 года утверждены все необходимые подзаконные акты для реализации механизма инвестквот и начался сбор заявок на участие в распределении дополнительного ресурса.
«Закон принят, нормативная база есть: впервые в российской практике нематериальными активами планируем привлечь масштабные материальные инвестиции. На наш взгляд, это действительно стимул, и первые шаги уже сделаны. Очевидно, что состояние флота на грани критического, его обновление неизбежно. Хочу пожелать успехов такому доброму почину», – сказал Петр Савчук. При этом он подчеркнул, что при проектировании судов важно учитывать возможность диверсификации, ориентироваться на универсальность судна, отвечающее современным мировым технологическим требованиям, включая безотходность производства. «Строить узкоспециализированное судно – это большие риски. При инвестициях нужно просчитывать несколько вариантов», – пояснил заместитель руководителя Росрыболовства.
По словам Александра Дуплякова, если с использованием инвестквот будет построено 15-25 судов – это изменит структуру краболовного флота. «Очень важно, что есть поддержка со стороны Федерального агентства по рыболовству. И при распределении крабового ресурса, я надеюсь, регулятором будет принято сбалансированное решение по требованиям к объектам инвестиций и по объемам квот, которые будут выделяться на одно судно», – добавил он.