С 13 по 22 мая в Москве проходит фестиваль «Рыбная неделя». Мероприятие проводится под всероссийским некоммерческим брендом «Русская рыба», а на прилавках торговых шале покупателям будет предложена только лучшая отечественная рыбная продукция.
Ярмарочный формат исторически и ментально близок российскому потребителю. В классических супермаркетах большинство покупок совершается как бы на автомате, без эмоций, по заранее подготовленному списку. Здесь же присутствует эффект шоу: на ярмарочных площадках вступают артисты, знаменитые повара проводят мастер-классы по приготовлению рыбных блюд, да и сама возможность попробовать что-то новенькое усиливает покупательский азарт. К тому же такие мероприятия, проходящие под контролем Росрыболовства и городских властей, дают гарантию свежести и высокого качества продукции. Поход за рыбой из банальной рутины может превратиться в праздник, на который можно отправиться с детьми. Морской аквагрим, игры с аниматорами, детская кулинария, создание мягких игрушек в виде рыбок для самых маленьких и школа навигации для подростков — все это делает такой фестиваль ярким семейным развлечением.
В апреле прошлого года на пилотный фестиваль «Рыбная неделя» в Москву привезли более 300 тонн рыбы со всей страны, и всю ее раскупили. За российскими муксуном, лососем, хариусом, сигом, омулем, гребешком, неркой, тюлькой, хамсой и многими другими видами рыбной продукции на Пушкинской площади выстраивались внушительные очереди. Прямо как в эпоху дефицита советского периода.
Главных причин здесь две.
Во-первых, мясо дешевле, особенно курятина. Другой вопрос — что это за курятина, и был ли там вообще петух. Если положить бройлера на сковородку и потушить полчасика на слабом огне, то он уменьшится чуть ли не вдвое и будет плавать в огромной луже из того, чем его напичкали для веса. Насколько полезно такое мясо, решать уже врачам и обществам потребителей. В этом смысле рыба действительно дороже, зато ее особо ничем не напичкаешь. Да, можно обмануть покупателя, превысив нормы ледяной глазури, но с этим сейчас активно борются.
Ну а вторая причина невысокого потребления рыбы в России состоит в том, что наши граждане просто плохо знают свою рыбу, не понимая, как ее можно приготовить. Отчего это происходит? На российском рынке рыбопереработки нет крупных игроков, которые могли бы вкладывать десятки и сотни миллионов рублей в рекламу на телевидении, как это делают производители колбасы и сосисок, у которых могут и папы, и мамы все купить, сварить, поджарить и предложить своим детям. В результате рыба в информационном плане проигрывает мясу, ну и всему тому, что в это мясо добавляют.
Рыбные фестивали способны если не изменить ситуацию в корне, то, во всяком случае, поднять интерес к рыбе вообще и к отечественной в частности. Подобные гастрономические события популярны в России, в том же Ханты-Мансийске регулярно проводят известный «Югорский рыбный фестиваль», похожие ярмарки устраивают в Комсомольске-на-Амуре, Петрозаводске, Тольятти, Южно-Сахалинске, Феодосии… Благо госполитика направлена сейчас на то, чтобы российская рыба попадала на российские прилавки в переработанном виде и в меньшей степени шла на экспорт. И спрос есть: в прошлом году в торговых шале под присмотром Пушкина продавалось от 150 до 200 кг рыбы в час.
В нынешнем году в Москве главная рыбная ярмарка будет разбита на две части. Помимо Пушкинской площади торговые шале в «морском» стиле будут установлены и в сквере у Большого театра. На гастрономическом фестивале будут активно работать рестораторы, развивая культуру потребления рыбы, — это ведь и в их интересах. В общем, интересного будет много. Например, можно будет пообщаться с редакторами и журналистами «Русской рыбы», поработать репортером нашего журнала и получить в подарок подписку. Приходите — не пожалеете!