Во Владивостоке в рамках деловой программы XIV Международного конгресса рыбаков состоялась панельная сессия «Экспорт рыбопродукции: новые возможности». Открыл дискуссию заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук.
Замруководителя Росрыболовства обозначил приоритетные задачи по реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Он отметил, что руководством страны поставлена задача существенно увеличить стоимость экспорта. В рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК» предусмотрено достижение к 2024 году объема поставок рыбной продукции до 8,5 млрд долларов, то есть в 1,6 раза к уровню 2018 года и только на 2,3% в натуральном выражении. Доля субъектов Дальнего Востока в общем объеме экспорта составит 61%.
«В условиях ограниченности ресурсной базы добычи и начального этапа развития аквакультуры эта цель может быть достигнута за счет ухода от сырьевой направленности экспорта и переориентации на поставки рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью», – сказал Петр Савчук.
По словам заместителя руководителя Росрыболовства, предпринимается ряд мер для изменения структуры рыбного экспорта. Выпуск продукции глубокой степени переработки предполагается нарастить за счет создания современных производственных мощностей на берегу и рыбодобывающих судах. Благодаря новой мере господдержки в виде инвестиционных квот только по итогам трех этапов заявочной кампании будет построено 26 перерабатывающих заводов и 43 рыбопромысловых судна на Дальнем Востоке и в Северном бассейне.
Ведется работа по организации добычи и последующей глубокой переработки антарктического криля, включая строительство специализированных судов на российских судоверфях, модернизируются рыбные терминалы, что позволит устранить нехватку холодильных мощностей и увеличить скорость обработки грузов.
Росрыболовством сформирован и направлен в АО «Российский экспортный центр» реестр экспортеров для организации механизма взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с органами государственной власти в электронной форме по принципу «одного окна».
«Увеличению объема экспорта также будет способствовать расширение географии поставок, перспективными для нас являются рынки Бразилии, Индии, ОАЭ и стран ЕС в части продукции товарной аквакультуры», — отметил Петр Савчук.
В результате доля продукции с высокой добавленной стоимостью вырастет до 50% от общего объема российского рыбного экспорта, то есть увеличится в 5 раз к уровню 2018 года. Экспорт продукции товарной аквакультуры будет обеспечен за счет поставок марикультуры (трепанг и гребешок) и осетровой икры.
На стимулирование развития глубокой переработки также направлены разработанные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации. Изменения предусматривают дифференцированный подход к взиманию ставки сбора за пользование объектами водных биоресурсов: рыбаки, которые поставляют уловы на внутренний берег или производят продукцию высокой степени переработки, получат льготу в размере 85% от полной ставки сбора.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов поднял проблематику состояния инфраструктуры пограничных пунктов пропуска в Приморье и необходимости реконструкции узловых портовых железнодорожных станций. Он отметил, что спрос на живую продукцию (крабов, гребешков) в странах АТР очень высок, но ситуация с задержками на границе автомобильного транспорта с живыми крабами и гребешком катастрофическая, и предложил организовать государственно-частное партнерство, заняться реконструкцией и созданием современного пограничного перехода. Следующим этапом, по словам Георгия Мартынова, может стать отдельный специализированный терминал, который обеспечил бы беспрепятственный и первостепенный проход транспорта с живой рыбной продукцией.
Президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак обозначил четыре возможных сценария реализации Национального проекта по развитию экспорта на примере минтая. По мнению главы АДМ, самый эффективный из них – создание добавочной стоимости за счет получения экологической сертификации и популяризации минтая, что позволит нарастить объемы поставок в натуральном выражении по более высоким ценам и выйти на новые мировые рынки.
77% мирового рынка минтая приходится на сурими и филе, самые крупные потребители минтая – ЕС (33%) и Япония (более 20%). «Сейчас только половина экспортного объема минтая сертифицирована, то есть около 50% внешнего рынка для нас закрыта. Кроме того, видим огромный потенциал в рынке Бразилии и внутреннем рынке Китая», — сказал Алексей Буглак. Он обозначил пять инструментов увеличения стоимости экспорта водных биоресурсов: укрепление позиций на ключевых рынках (эко-сертификация для преодоления нетарифных барьеров), новые рынки сбыта (развитие переработки: углубление переработки, новая продукция, мелкая фасовка, упаковка, береговая переработка, работа с себестоимостью), утилизация ресурса (сокращение отходов, работа над качеством) и маркетинг.
«Комбинация этих пяти элементов очень важна, она дает возможность быстро адаптироваться к изменениям на внешнем рынке, а в идеале самим создавать такие изменения и направлять рынок в том ключе, в котором нужно нашим предприятиям», – пояснил президент Ассоциации.
Осенью этого года АДМ приняла решение о разработке и реализации программы по популяризации минтая на внутреннем и внешнем рынках, начало работ запланировано на 2020 год.
О мерах повышения экспортного потенциала российского краба в странах АТР рассказал президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков. Он представил образ новой стратегии продвижения на примере китайского рынка.
Рынок АТР – главный потребитель российского краба. Основные страны-покупатели: США, Япония, Республика Корея, КНР, ЕС, Канада. При этом, по словам Александра Дуплякова, нет единого подхода для повышения стоимости экспорта краба для этих стран: в каждом регионе своя специфика, но объединять усилия добытчиков необходимо. «Нам не надо завоевывать рынок, не надо заботиться, будет ли это живой краб или мороженый — Россия является фактически монополистом по отдельным видам краба. Несмотря на это, мы не контролируем продажи, ввиду огромной волатильности рынка и многофакторности изменения цены», – пояснил проблемы Александр Дупляков.
Например, США (до 40% от общих экспортных поставок российского краба приходится на эту страну) потребляет крабовую продукцию много и стабильно, традиционные виды – крабы-стригуны и королевский краб. При этом американцы предпочитают продукцию своих рыбаков, она стоит дороже при равном качестве с российской. Александр Дупляков отметил, что ситуацию поможет исправить сертификация продукта. «Северный бассейн уже прошел сертификацию по камчатскому крабу, мы сейчас этим вопросом тоже занимаемся и сможем конкурировать, в том числе с американским крабом», – подчеркнул он.
Специфика японского рынка до 2015 года заключалась в том, что большую долю занимал нелегальный краб. «Эту тенденцию удалось победить, и сразу сильно снизилось потребление: сократились поставки — выросла цена. Японцы оказались не готовыми покупать дороже, краб перешел в премиальный сегмент», – пояснил Александр Дупляков.
Корейцы тоже пока не могут платить много, поэтому многое будет зависеть от рынка КНР, который демонстрирует рост. «Китайский потребитель больше ориентирован на живого краба, но, думаю, скоро распробует и мороженого. Сейчас идет путина камчатского краба, уверен, что в этом году экспорт в КНР будет еще больше, чем в рекордный 2018 год», – сказал он.
В Китай краба поставляют из 31 страны, Россия занимает пятую часть этого рынка. Стратегические цели в работе с китайским рынком включают формирование специфического, устойчивого спроса на живого российского краба у конечного потребителя, позиционирование его как премиального, чистого и полезного по отношению к конкурентам, включая другие виды ракообразных, создание для российских добытчиков краба рычагов влияния на ценообразование. Для их достижения планируется изучить потребительский спрос по всей цепочке поставок и найти основные драйверы потребления, провести анализ успешных практик по продвижению продуктов – конкурентов (лобстеры, креветка и т.п.) и разработать программу маркетинга и продвижения российского краба в Китае. В том числе предполагается вывести на рынок адаптированный̆ для Китая бренд – «Российский краб».
«Работа уже ведется, надеюсь, что через какое-то время уже появится обратная связь от этих мероприятий. При этом в России нет дефицита краба: он почти в каждом магазине и ресторане. Но это дорогой продукт. И его потребление будет увеличиваться только с ростом доходов населения. Поэтому акцент мы делаем на зарубежный рынок – там платят сразу и много, на Россию приходится около 5% добычи», – сказал Александр Дупляков.
Петр Савчук поддержал намерения ассоциаций заняться маркетингом и продвижением рыбной продукции, но обратил внимание, что начинать надо с национального зонтичного бренда «Русская рыба». «Мы уже не первый год говорим о том, что нужно создавать этот бренд, разрабатывать под него программу. Просто так нас на новых рынках никто не ждет. Их нужно завоевывать», — отметил заместитель руководителя Росрыболовства.
Петр Савчук подчеркнул, что необходимо соблюдать баланс при организации поставок на внутренний и внешний рынки. «В первую очередь мы должны накормить нашего потребителя, позаботиться о его потребностях, тогда и экспорт не будет вызывать негативного отношения среди населения», – пояснил Петр Савчук.