Потребитель   №5 /ноябрь-декабрь 2023/

Ориентир для развития отрасли

Стимулировать покупательский спрос необходимо. Каким образом производители могут повлиять на увеличение потребления рыбопродукции?

Значительные усилия, которые прикладывались в последние 20 лет участниками рыбного рынка по увеличению потребления рыбы и морепродуктов в России, не привели к значимым результатам. Однако стимулировать покупательский спрос необходимо. Каким образом производители могут повлиять на увеличение потребления рыбопродукции?

Внутренний рынок для рыбаков не был ориентиром для развития отрасли. Но теперь ситуация изменилась, меры поддержки приняты, но встал другой вопрос — а какие рыбные продукты нужно предложить населению, которое уже давно ориентировано на потребление мяса, чтобы оно восприняло их как часть необходимой культуры потребления. И как отыграть часть «желудка» у мясных продуктов, производители которых также не собираются сдаваться без боя.

Не по карману

Раньше, во времена СССР, рыба действительно была дешевой, и, можно сказать, сегодня, при новом типе экономики, это подложило мину замедленного действия под отрасль, потому что все, кто еще помнит те времена, полагают, что рыба обязательно должна стоить дешевле, чем мясо, которое в то время, наоборот, было довольно дорогим. А вот вылов рыбы просто дотировали. Как говорит заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, в каждом килограмме трески половина — это были дотации. Дотировался самый затратный сегмент морского рыболовства — топливо. Сейчас дотаций практически нет, а экспорт растет каждый год в долларовом выражении. «По опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), рыбу могут позволить себе в основном те, кто считает себя обеспеченными, — рассказал Василий Соколов. — 90 % опрошенных хотели бы чаще употреблять рыбу, но говорят, что она им не по карману. Поэтому — это показывает и мировой опыт — чтобы поднять потребление, государству нужно обеспечить ею малоимущие слои населения».

Сейчас российская рыбная отрасль самодостаточна, эффективна без госдотаций и конкурентоспособна. Но, по мнению Василия Соколова, внутренний рынок незаслуженно обделен вниманием, и в отличие от того же экспорта, по которому в стратегических документах зафиксированы определенные показатели, по внутреннему обеспечению этого нет.

Снизить стоимость рыбы можно, снизив логистические издержки, затраты на ее продвижение, переработку и изготовление продукта, поскольку цена рыбы составляет всего порядка 30–40 % от конечной стоимости…

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Потребитель | 31.12.2023 №5 /ноябрь-декабрь 2023/