Как известно, советский научно-исследовательский флот был одним из самых передовых по объему и качеству исследований, а также по количеству судов. В 1990 году на балансе науки было 375 судов, то есть треть от научной флотилии всех стран. Сегодня, после нескольких лет упадка и застоя, наметились явные признаки возрождения и модернизации отрасли. Своим видением ближайших и отдаленных перспектив научного флота страны поделился директор ВНИРО Кирилл Колончин.
— Кирилл Викторович, что сегодня представляет собой научно-исследовательский флот РФ? В каком он состоянии? И каковы потребности ВНИРО в НИСах, в каких моделях (проектах) первостепенная необходимость?
— Всего, с учетом маломерных судов (лодок), более 300 единиц по всей России. Из них 18 находятся под надзором Российского морского регистра судоходства, 5 из которых имеют водоизмещение более 1000 тонн.
Возраст судов ФГБНУ «ВНИРО» составляет в среднем 25–30 лет. К научным судам, особенно в области рыбохозяйственных исследований, сегодня предъявляются новые требования и рекомендации. Технологии строительства научных судов серьезно продвинулись вперед. И сейчас одно новое судно по функциональности может заменить собой 2–3 устаревших. Оцениваемая потребность института и его филиалов в новых научно-исследовательских судах составляет не менее 13 крупных и средних судов раз[1]личных классов и типов, не считая речных.
— Какие суда проектируются, строятся для науки в настоящее время?
— Сегодня руководство страны уделяет большое внимание вопросам обновления отечественного флота, включая научно-исследовательские суда. Можно сказать, что отрасль переживает второе рождение после долгого перерыва. Строятся новые ледоколы, крейсеры, суда прикладного назначения для различных отраслей промышленности, включая рыболовство. Старые проходят капитальные ремонт и модернизацию, возвращаясь в строй. Особое направление в судостроении связано с комплексным изучением Арктики. В связи с этим большое количество судов проектируется для различных организаций — институтов Российской академии наук, Росгидромета, Росатома, Росрыболовства.
В настоящее время на Невском судостроительно-судоремонтном заводе строятся два научно-исследовательских судна проекта 17050 неограниченного района плавания для круглогодичной эксплуатации. Основное предназначение их — морские и океанические рыбохозяйственные исследования, включая Арктику и Антарктику.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии интервью, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/