В России идет масштабная программа по обновлению рыбопромыслового флота. В рамках первого этапа программы инвестквот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами строится 105 судов. В конце 2022 года Президент РФ подписал закон о втором этапе модернизации отрасли. Как следует из графика, всего в этом году планируется сдать 19 судов — это больше чем за все предыдущие годы начиная с 2009 года.
Прошлый год войдет в историю российского судостроения как переломный — в прямом и переносном смысле. Уже в марте 2022 года руководство Евросоюза ввело адресные санкции в отношении 23 судостроительных и судоремонтных предприятий и проектно-конструкторских бюро Российской Федерации.
В одном из своих интервью Николай Назаренко, замдиректора по модернизации и развитию флота «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума» так прокомментировал ситуацию годичной давности: «Санкции отрицательно повлияли на уже более или менее сложившийся ритм работы (имею в виду строительство рыбопромысловых судов), на который интуитивно вышли судостроительные заводы вместе с заказчиками.
Прекращение поставок оборудования, материалов практически парализовало процесс строительства тех судов, на которые оборудование не успели закупить. И серьезно затормозило работу на тех заказах, где оно уже было установлено, так как проведение пусконаладочных работ и плановых испытаний выполнить гораздо сложнее без участия сервисных инженеров компаний- производителей, наличия софта для запуска основных систем, обеспечивающих жизнедеятельность и работоспособность судна по назначению.
Сроки постройки судов могут уйти вправо на год, а то и два, а затраты на приобретение нового оборудования могут вырасти значительно, увеличив стоимость проекта в целом на 30–35%. И, видимо, это еще не предел».
Многие западные поставщики свернули деятельность в России, некоторые и по сей день не вернули авансы за заказанное оборудование. По данным «ЦНИИ «Курс», на российские верфи так и не были поставлены 2529 комплектов и 66776 единиц отдельных видов импортного оборудования. С учетом того, что в это время на российских верфях строилось порядка 300 судов, сумма отказов исчислялась сотнями миллиардов рублей. Лишь 71 из 128 гражданских судов, находившихся на завершающем этапе строительства, имело минимальный риск долгостроя. Почти половина этих судов относилась к рыбопромысловому флоту: из 38 траулеров 22 имели высокую степень риска, 9 — среднюю, из 32 краболовов — 9 и 14 соответственно. Высокая и средняя степени риска достройки были связаны с непоставками важнейшего оборудования, а именно: двигатели и генераторы нового поколения, движительно-рулевые комплексы, компрессоры, котельное, радионавигационное и рыбопромысловое оборудование и др. Отказ со стороны западных поставщиков поставлять предоплаченные комплекты оборудования поставили верфи перед необходимостью полного или частичного перепроектирования судов. Минувший год, начиная с марта 2022 года, был самым сложным этапом импортозамещения, во время которого отрасль вынуждена была восстанавливаться и наращивать обороты в режиме спецоперации. Но если поиски путей альтернативного импорта стали давать результат уже к началу лета 2022 года, то острая нехватка кадров побудила бизнес пойти на решительные меры по поиску профессионалов наиболее востребованных специальностей.
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.