Поднять паруса!   №6 /январь-февраль 2021/

«Падуя» — последний винджаммер

Немецкая родословная будущего «Крузенштерна»

Типичный винджаммер конца XIX века — британский четырехмачтовый барк «Порт Каледония»

Серебряный век паруса

В истории мирового судоходства период с 1845 по 1875 год часто называют золотым веком паруса. А его олицетворением по праву считаются клипера — подлинные шедевры деревянного кораблестроения. Грациозные парусники представляли собой верх совершенства — плавные обводы, огромная площадь парусов и, как следствие, рекордная скорость. Казалось, дальнейший прогресс конструкции парусного судна был просто невозможен. И никто не мог предположить, что век клиперов окажется столь коротким.

Нокаутирующий удар по белокрылым «королевам океанов» нанесло открытие в 1869 году Суэцкого канала. Отныне пароходы шли на восток быстрее парусников. И, что немаловажно, строго по расписанию, ибо их движение не зависело от направления ветра… Дольше всех клипера продержались на австралийской линии, перевозя в Европу шерсть и зерно. Но и тут они потерпели фиаско: малая грузоподъемность и значительная численность экипажа (кстати, требовавшего хорошей подготовки для управления сложной парусной оснасткой) довольно быстро сделали эксплуатацию этих судов нерентабельной.

Дальнейшая эволюция парусников диктовалась экономикой. На смену клиперам пришли более крупные корабли, барки и баркентины с упрощенным парусным вооружением. Если грузоподъемность чайного клипера в среднем составляла около 600 т, то у парусника конца 1870-х — начала 1880-х годов она достигла 2000 т, а еще через 10 лет — 4000 т. Из конструкции судов почти полностью исчезло дерево: сталь позволила сделать корпус и рангоут прочнее и легче. Примерно в 1888 году начался новый (и последний) в истории парусного судостроения бум: именно тогда флоты ведущих морских держав стали стремительно пополняться огромными стальными судами. Их и прозвали винджаммерами. Парус еще не собирался сдаваться и успешно конкурировал с паровой машиной вплоть до начала Первой мировой войны. Наступивший период по аналогии с предыдущим можно назвать серебряным веком паруса, а винджаммеры стали его «визитной карточкой».

Типичный винджаммер тех лет — крупный трех- или четырехмачтовый барк или корабль. В его архитектуре удивительным образом сочетались романтический облик традиционного парусника и новейшие достижения тогдашнего судостроения. Корпус был клепаным, металлическим. В качестве материала поначалу использовалось железо (так в кораблестроении принято именовать малоуглеродистую сталь), но с начала 1890-х годов большие парусники строятся почти исключительно из стали.

В литературе встречается определение винджаммеров как массивных судов с полными обводами, якобы похожих на «плавучие пакгаузы». В действительности это не так. Если у клиперов отношение длины корпуса к ширине в среднем составляло 5,5–6:1, то у четырехмачтовых барков последнего десятилетия XIX века оно подчас превышало 7,5:1. То есть вовсе не клипера, а стальные гиганты-винджаммеры имели самые узкие корпуса и самые стремительные обводы среди всех типов парусных судов, когда-либо существовавших в мире. Ну а тот факт, что они обладали малой килеватостью и относительно большим коэффициентом полноты миделя, отнюдь не умалял изящества их форм.

Последний в истории винджаммер по сей день в строю, но теперь он несет на гафеле российский флаг, на борту имя — «Крузенштерн»

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/  


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Поднять паруса! | 05.02.2021 №6 /январь-февраль 2021/