Государственная Дума и Совет Федерации в прошлом году приняли несколько законов, которые ужесточают меры контроля за иностранными компаниями, в том числе и в сфере морского рыболовства. Уже на протяжении 10 лет правительство постепенно вытесняет из этой привлекательной сферы иностранные компании, которые в 90-х годах и начале нулевых здесь заметно нарастили свое влияние и очень активно применяли разные способы ухода от надзора контролирующих органов и увода прибыли из-под российского налогообложения. Теперь доля иностранных компаний в российском морском рыболовстве еще более сократится и влиять на деятельность компаний в своих интересах им будет значительно сложнее.
Нерезидентов «взяли за жабры»
В этом году исполняется 10 лет с того момента, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вытеснила из России крупный гонконгский рыбопромышленный холдинг Pacific Andes, контролировавший до 60% улова российского минтая через цепочку из аффилированных компаний. Учитывая тотальное влияние зарубежных структур на наших рыбаков, становится более понятна и борьба некоторых профессиональных ассоциаций против программы «квоты под киль», предложения о которой были сформулированы еще в 2007 году и предполагали обязательную поставку рыбы на российский берег. В их активе также противодействие законопроекту об обязательной продаже морепродуктов через биржу. Это также один из механизмов, который позволяет вернуть под национальный контроль рыбные ресурсы, принадлежащие всей стране.
Тогда же, в 2013 году, ФАС удалось вскрыть и прямое подчинение более 20 российских компаний, имевших 15% российских квот (200–250 тыс. тонн минтая), южнокорейским структурам. Ранее зарубежным структурам удавалось успешно обходить положение закона о том, что иностранцы, владеющие более 50% доли в рыбных компаниях, должны были регистрироваться в правительственной комиссии по иностранным инвестициям. При активной поддержке Правительства и Государственной Думы они не получили рыбных долей и были вынуждены уйти с рынка.
«Речь идет о гражданах, эмигрировавших из Российской Федерации, и которые привели сюда к нам китайцев, корейцев, японцев, американцев, которые владели в какой-то момент времени 90% — иногда менее, иногда, даже более — вылова за счет кораблей на основании тайных соглашений картельного типа, когда они давали то ли кредиты, то ли обладали одной акцией, но по специальным акционерным соглашениям они определяли условия ведения предпринимательской деятельности целыми нашими коллективами, это факт», — отмечал в 2015 году на заседании Госсовета, посвященном развитию рыбохозяйственного комплекса, руководить ФАС Игорь Артемьев.
С юридической точки зрения по владению все было оформлено чисто, только вот зачастую устав компаний и другие документы требовали участия иностранных совладельцев при принятии ключевых решений, ссылаясь на международное законодательство. Впрочем, ФАС вскрыла довольно много различных схем, с помощью которых иностранные владельцы влияли на, казалось бы, чисто российскую компанию…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.