Образование   №2 /май-июнь 2018/

20 лет спустя

«Особенности национальной рыбалки» по сей день является самой популярной картиной о рыбной ловле и тем, что с ней связано

Два десятилетия назад на киноэкраны вышел фильм Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки», который и по сей день является самой популярной картиной о рыбной ловле и тем, что с ней связано. И это при том, что сам факт поимки рыбы в фильме показан лишь однажды.
Текст: Антон Белых

Фильм «Особенности национальной охоты», снятый тремя годами ранее, стал настоящим прорывом в комедийном жанре. Казалось, что после бессмертных комедий Гайдая сделать что-нибудь яркое, острое, злободневное и заставляющее смеяться в голос уже невозможно. Рогожкину это удалось. Он отказался от приглашения известных актеров советской эпохи, гиперболизировал национальную привязанность нашего народа к известному алкогольному напитку, создал сильные ролевые образы и на выходе получил один из лучших фильмов 90-х годов вообще и однозначно лучшую комедию, в частности.

«Особенности национальной рыбалки» ждали с некоторым волнением и страхом, понимая, что продолжение в 90% случаев оказывается хуже первой части. Но запаса шуток и смешных ситуаций, связанных с воздействием водки на человеческий мозг, у Александра Рогожкина хватило. Конечно, профессиональные кинокритики могли найти к чему придраться. Например, было совершенно непонятно, что делать с генералом Иволгиным во второй части картины. Он в концовке совершенно выпадал из сюжета и вынужден был разговаривать с котом, сидя в лодке и отпуская фирменные ремарки «Куда это все подевались?». Понимая, что зрители жаждут увидеть в картине несравненного Вилле Хаапсало, Рогожкин все-таки умудрился придумать ему эпизодическую роль в конце. Просто, чтобы зрители видели, что все в сборе. Надо было как-то интегрировать в общую концепцию и новых героев картины типа прокурора Василия и искрометного командира ракетного катера — «Что вы понимаете в военно-морском юморе?!».

Даже интересно, пропустили бы сейчас на широкий экран фильм, где запуском ракет с боевого корабля занимается турист-рыболов с похмелья, а подводная лодка используется для возвращения водки с территории соседнего государства. Понятно, что это кино, причем комедийное, но нынешний уровень мнительности и конспирологии в обществе уже начал стирать грани между реальностью и миром искусства. Но тогда гротескный черный юмор был защитной реакцией на тот хаос, который творился во всех сферах жизни, в том числе и в военной. Да и у самого фильма не было цели кого-то очернить, или, как сейчас модно говорить, «раскачать лодку», тем более подводную.

Все равно в картине главную роль незримо играла надежда на лучшее будущее. Она проявлялась то в виде загадочной русалки в камышах, то в виде ящика с раритетным и благородным французским коньяком, который должен был на контрасте вытеснить брутальную водку, которую герои пили весь фильм. К слову, водка окупила немалую часть затрат на его производство.

«Особенности национальной рыбалки» вообще стали первой российской картиной, где широко применялся продакт-плейсмент. Водка там демонстрировалась строго определенной марки, сцена с приготовлением пельменей специально была придумана для рекламы опять же конкретного производителя. Сигареты все курили одни и те же, а генерал Иволгин вдумчиво читал газету известного в Санкт-Петербурге издательского дома, который в те годы активно вкладывался в собственную раскрутку. Зрители, конечно, все это видели и понимали, но скрытая реклама никого не раздражала. Время было такое, что денег на производство фильмов вообще достать было трудно.

А актеров из «Особенностей» по-прежнему воспринимают именно по тем ролям. Виктор Бычков — это Кузьмич навсегда, Алексей Булдаков — Генерал со своими «короткими, как выстрел» тостами. А Вилле Хаапсало — это просто «тот самый Финн». Ну, за рыбалку!


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Образование | 17.07.2018 №2 /май-июнь 2018/