Азово-Черноморский рыбохозяйственный бассейн считается одним из самых эффективных по общему объему вылова. В прошлом году местные рыбаки обогнали даже своих коллег с Балтики и Каспия, добыв рекордные 102 тонны, и вышли на третье место по России. Сказалось присоединение Крыма, где располагаются 90 рыбодобывающих предприятий. Текст: Евгений Пелевин.
В Черном море практически нет крупных видов рыб. Зато очень много вкусной и полезной «мелочи», как хамса, тюлька, бычок, шпрот, барабуля, черноморская ставрида. Это, как говорят, рыбка на один бутерброд, но каким же вкусным может быть такой бутерброд при правильной рыбопереработке и грамотном рекламном позиционировании.
Если спросить столичного потребителя, любит ли он анчоусы, то ответ наверняка будет положительным. Но при этом эти анчоусы он будет по привычке ассоциировать с далекой и жаркой Испанией, где их обжаривают, поливают лимонным соком, и получается изысканное блюдо для гурманов. Вместе с тем азовская хамса — это тот же самый анчоус, в нем 23-28% жирности, по сути, это рыбное фуа-гра. Просто немногие это знают. И запасы этого фуа-гра у нас только растут, ученые проводят ежегодные мониторинги.
В прошлом году на промысле использовалось 55 единиц среднего рыбопромыслового флота. Этого, конечно, недостаточно. Ведь осваивать надо и крымские акватории, и в территориальном море Абхазии у нас есть своя квота. Впрочем, проблема нехватки современного флота ощущается во всей России, не только на юге. Необходимо привлекать инвесторов и создавать им выгодные условия. Доступ на российский рынок сейчас упростился из-за ухода основных конкурентов. Балтийский шпрот оказался под запретом, открылась дорога для черноморского. Нужна качественная рыбопереработка.
Есть и первые успехи в этой области. Это раньше, например, хамсу солили в бочках и продавали на развес. Консервные и перерабатывающие заводы в последние годы не строились. И потребитель переключился на импорт, может, и не такой вкусный, зато грамотно преподнесенный с точки зрения маркетинга и рекламы. Импорта стало меньше, но планку качества покупатель снижать не собирается, и правильно делает. Ему нужен переработанный и аккуратно упакованный товар. Российским производителям приходится закупать фасовочные линии.
Конечно, остаются и проблемные зоны. В первую очередь это логистика по доставке азово-черноморской продукции в Москву и другие города центра и северо-запада России, а также накрутки торговых сетей. Та же барабуля со склада в Керчи стоит 300–400 руб. за килограмм. На складе в Москве она уже стоит 500–600 руб., а в розницу на столичных рынках цена уже доходит до 800 руб. На тех же рынках импортная аквакультурная рыба типа сибаса и дорадо стоит 650–700 руб. И к этому импорту потребитель уже ментально привык, тогда как барабулю многим еще только предстоит распробовать.
Важно, чтобы все эти вопросы решались в комплексе. Покупателю ведь по большому счету все равно, на сколько там увеличились цифры вылова. Ему нужен вкусный продукт по доступной цене, и добиться этого можно только общими усилиями.