Потребители

Менеджер рыбного звена

Тренд розничной рыбной торговли — открытие специализированных магазинов, в том числе сетевых

Тренд розничной рыбной торговли последних трех лет — это открытие большого количества специализированных магазинов, в том числе сетевых. Они невелики по площади, от ассортимента отнюдь не рябит в глазах, но вместе с тем такие торговые точки делают ставку на свежесть, качество и доступные цены. Получается, прямо скажем, у всех по-разному. «Русская рыба» знает тех, чьи дела процветают, и тех, кто уже близко подобрался к зияющей пропасти банкротства, хотя сдаваться пока все равно не собирается.
Текст: Антон Филинский

Так или иначе идея открыть собственный магазин рыбы и морепродуктов все чаще посещает многих бизнесменов. Казалось бы, все выглядит очень положительно и можно прямо сейчас начинать реализовывать свою торговую мечту, но существуют реалии отрасли, которые быстро охладят ваш пыл, особенно если вы никогда раньше не работали в рыбопромышленном комплексе. Как отец Федор со своей супругой из «Двенадцати стульев» грезил о маленьком свечном заводике, так и современные предприниматели видят в своих мечтах небольшой рыбный магазинчик как пример удачного семейного бизнеса и гарантию спокойной жизни.

И тут возникает дилемма: отправиться ли в торговое плавание самому или обратиться к франчайзингу, то есть стать партнером уже существующей торговой сети. «Русская рыба» взвесила все плюсы и минусы обоих вариантов по открытию своего рыбного магазина.

Самостоятельное открытие магазина

Плюсы

1. Независимость

Вы сами принимаете решения по ассортименту, сами выбираете поставщиков, нанимаете продавцов, занимаетесь учетной и ценовой политикой.

2. Скорость нововведений

Вы можете вводить и выводить новые позиции с любой скоростью и самостоятельно оценивать
их успешность.

3. Свобода в выборе локации

Вы самостоятельно выбираете, где открываться, ориентируясь на собственные критерии оценки
помещения.

Минусы

1. Отсутствие опыта

Вам будет необходимо самостоятельно набить шишки там, где уже прошли более опытные игроки, при этом делиться с вами наработками и советами никто не будет.

2. Время

Вы потратите очень много времени для самостоятельного выстраивания бизнеса. Сейчас мало кто может себе позволить провести 6-12 месяцев за детальной проработкой каждого момента, связанного с открытием и функционированием розничной точки. При этом любой недоработанный аспект приводит к денежным потерям — как долгосрочным, так и моментальным.

3. Отношения с поставщиками

Во-первых, не факт, что вы их вообще найдете, ведь далеко не все производители общаются с мелкооптовыми клиентами. Во-вторых, вы не будете в приоритете у поставщиков: они всегда будут начинать обработку с крупных и сетевых клиентов, а уже потом заниматься вашим заказом, следовательно, у вас не будет стабильных ассортимента и цен. В-третьих, не зная особенностей бизнеса и сезонности, вы будете закупать продукцию тогда, когда это позволит сделать поставщик, а не тогда, когда это необходимо вашей торговле.

4. Незнание ассортимента

Если вы имели ранее хоть какой-то опыт работы с рыбой, вам будет гораздо проще. Обычно такого опыта нет, что приводит к следующей проблеме: вы не сможете отличить качественный товар и будете покупать то, что есть в широком доступе. Пока вы научитесь определять на глаз процент глазури, искусственного увеличения веса за счет спринцевания, искусственную окраску и подобные нюансы, пройдет слишком много времени, и в ваш магазин просто перестанут ходить из-за низкого качества продукции.

5. М аленькие заказы

Вы будете вынуждены покупать минимальный квант поставщика, например, на каждую позицию загрузка составит минимум 50 000 рублей, а вам нужно 30 позиций в ассортименте. Или же вас будут обязывать покупать товар по более высоким ценам, что увеличит конечную цену для покупателя, и вы окажетесь неконкурентоспособны. Или вам согласятся продать один товар только в дополнение к другому, который вам не нужен, а поставщику необходимо срочно его продать.

6. Стандарты, нормы, законы

Начиная от ремонта и заканчивая процессом торговли вы столкнетесь с массой ограничений и законов, которые будете обязаны соблюдать в своей торговой точке. Их великое множество, а вот профессиональных консультантов по ним объективно мало.

Теперь, когда у вас сложилась примерная картина самостоятельного открытия торговли, возникает вопрос: «Неужели все так сложно и я не смогу открыть рыбный магазин сам?». На самом деле, конечно, сможете, но уровень бизнес-рисков будет довольно высоким.

Открытие магазина по франшизе

Такой формат появился на рынке относительно недавно, всего несколько лет назад, и серьезные российские компании-франчайзеры можно пересчитать по пальцам одной руки.

Франчайзер — это партнер, а не бизнес-ангел и не гарант успеха вашего предприятия. У франчайзера большой опыт, он обучит вас и ваших продавцов, составит ассортиментную матрицу, поможет с подбором помещения, но никто не сможет вам гарантировать именно ту прибыль, на которую вы рассчитываете. Некоторые ошибочно предполагают, что приобретение франшизы — это гарантия быстрой прибыли. На самом деле франшиза — это полезные неограниченные консультации и помощь в управлении и организации бизнеса, а также гарантированная стабильность поставок в случае продуктовой франшизы. Никто, кроме вас, не будет ответственен за результат, и это необходимо понимать. Чтобы развеять сомнения и иллюзии, рассмотрим, какие плюсы ожидают желающих работать по франшизе, и какие подводные камни придется обходить.

С чем поможет компания-франчайзер

— Подбор помещения.

— Выбор, оформление и ведение юридического лица.

— Расчет бизнес-модели.

— Подбор продавцов.

— Обучение продавцов.

— Обучение владельца бизнеса.

— Ввод систем отчетности и оплаты труда.

— Полное внутреннее наполнение точки с учетом всех норм.

— Дизайн, оборудование, ремонт, реклама, POS-материалы, кассы.

— Ассортиментная матрица.

— Ценовая политика.

— Составление первой загрузки.

— Сервис технической поддержки и консультирования по всем текущим вопросам франчайзи.

Присоединяясь к компании-франчайзеру, вы становитесь частью сети с ее внутренними правилами и условиями, но вместе с этим теряете самостоятельность и независимость, которые привлекают в собственном бизнесе. От франчайзера вы получаете ноу-хау, разработки, продукцию и бренд, но при этом гарантированного дохода или прибыли вам никто не обещает. Более того, обещают контроль и проверки на всех этапах, и далеко не каждому предпринимателю это по душе.

Следует также отметить, что франчайзер не всегда идет навстречу вашим желаниям, а процесс введения новшеств по всей сети занимает гораздо больше времени по сравнению с отдельной точкой.

Ограничения работы по франчайзингу:

— Зависимость от головной организации в принятии любых решений.

— Ограничения по ассортименту: вы не сможете торговать другой продукцией без разрешения франчайзера.

— Расходы в виде паушального взноса и роялти.

— Развитие чужого бренда: в рамках франшизы вы будете обязаны торговать под определенным торговым знаком, а не под своим названием.

— Доверие: если вы изначально не доверяете франчайзеру полностью, вам будет сложно продуктивно работать и адекватно оценивать его рекомендации.

Итак, главный вывод прост. Открываете ли вы магазин самостоятельно или работаете по франшизе, все будет зависеть лично от вас, а также от ваших денег. Франчайзинговая компания — не инвестор, она поможет оптизировать затраты, но тратить вы будете свои деньги. Самое время их пересчитать.

Затраты на открытие

Здесь все индивидуально и зависит от формата магазина, который вы планируете открыть. Например, магазин охлажденной рыбы с соответствующим оборудованием и метражом обойдется вам не менее чем в 1,7 млн рублей. Магазин же франчайзингового формата с 200 позициями российской рыбы и рыбных деликатесов будет стоить от 600 тысяч до миллиона рублей. Что входит в эту сумму?

Оборудование: 140 000 – 300 000 руб

Первая закупка продукции: 300 000 – 400 000 руб

Внутренняя реклама и мебельные элементы: 80 000 – 150 000 руб

Наружная реклама: 40 000 — 100 000 руб

Ремонт: 0 — 50 000 руб

При самостоятельном составлении бизнес-плана торговой точки вам также понадобится подробно расписать следующие пункты:

— Арендная ставка.

— Количество продавцов (от 1 до 6 в смену) и их заработная плата.

— Кассовое оборудование.

— Видеонаблюдение.

— Системы охраны и пожарной безопасности.

— Выбранная юридическая форма, от которой зависят налоговые выплаты.

— Эквайринг.

— Инкассация.

— Обслуживание оборудования.

— Бухгалтерское обслуживание.

— Проходимость торговой точки.

— Средний чек.

— Анализ конкурентной среды в выбранном районе.

Имея перечисленные данные, вам будет гораздо проще рассчитать точку безубыточности и спрогнозировать финансовые показатели магазина. В рамках франчайзинга расчет осуществляется компанией-франчайзером, она же предоставляет всех необходимых подрядчиков, что объективно упрощает процесс открытия даже на самых ранних стадиях.

Полина Кирова, директор по развитию франчайзинговой компании «ТМ Рыбсеть»: «В любом случае перед обращением к франчайзеру необходимо трезво оценить свои способности и возможности. Вполне может быть, что именно вам будет выгоднее и удобнее открыть магазин самостоятельно и использовать франчайзера просто в качестве одного из поставщиков. Или, наоборот, вы ищете партнера, который поможет вам в открытии и управлении торговой точкой, и тогда франчайзинг является для вас идеальным вариантом. Вместе с тем нужно понимать, что залогом успеха станет в первую очередь ваша полная вовлеченность в работу своего магазина. Все франчайзи, которые вставали за прилавок самостоятельно или приезжали на свою торговую точку хотя бы раз в два дня, показывали лучшие результаты по сравнению с теми, кто не вникал в работу и делегировал все управляющему или, что еще хуже, продавцу. У нас много примеров франчайзи, которые ничего не знали о рыбе и торговле до открытия франшизы, но их мотивированность, заинтересованность и энтузиазм помогли им выстроить успешный бизнес».

Теперь, имея перед собой картину затрат, вполне логично задаться вопросом, насколько ощутимый доход может принести затея с открытием рыбного магазина. Безусловно, выручка будет различаться от магазина к магазину, но можно ориентироваться на следующие показатели.

Аренда

Помещение с арендной ставкой в 30 тысяч рублей будет приносить вам гораздо меньше в абсолютном объеме по сравнению с точкой, у которой арендная ставка 400 тысяч рублей, и дело не в метраже, а в проходимости помещения: 15 метров за 30 тысяч и за 400 тысяч — это разное расположение, разные пешеходные потоки и покупательная способность. При подборе помещения помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и не гонитесь за дешевизной.

Сезон

Летом продажи рыбной категории существенно снижаются. Не ожидайте, что декабрьская выручка повторится в июле или в августе, это очень маловероятно. Ориентируйтесь на годовые показатели, а не на ежемесячные.

Прибыль

В среднем крошечный рыбный отдел площадью до 10 м2 может приносить от 400 000 до 3 500 000 рублей чистой прибыли в год, а отдельный магазин площадью до 30 м2 — вплоть до 10 млн руб. в год при удачном подборе его расположения.

И помните: удача любит смелых!


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Потребители | 11.09.2017