Можно сколько угодно расписывать все прелести подледного лова, но есть большое количество людей, которые ассоциируют себя с удочкой только в компании греющего солнца и комфортных плюс 20. В наших суровых широтах зимой им податься некуда, и остается лишь попытать счастья на заграничных водоемах. Наш специальный корреспондент профессиональным рыбаком никогда не был и стандартно ездил в Таиланд под Новый год за совсем другими радостями жизни. Но в этот раз редакция «Русской рыбы» решительно попросила его узнать, что означает тайская поговорка «Не пытайтесь поймать трех рыбин двумя руками» и вообще — как можно рыбачить в стиле «тай».
Текст: Антон Филинский
«Май пен рай»
Всего 7500 км от Москвы, и я уже на таиландском острове Самуи. Это отнюдь не центр туризма, хотя отдыхающих со всего света здесь тоже хватает. На Самуи я поселился недалеко от Ламая, второго по популярности пляжа на острове, и сразу же отправился на разведку. Снастей я никаких с собой из Москвы не брал, так сказать, для чистоты эксперимента. На пляже сразу вычислил соотечественника по имени Степан. На известие о дефиците снастей Степан отреагировал, как истинный таец, — покачав головой, сказал: «Май пен рай», — и позвал меня в рыболовный магазин. Слова «май пен рай» будут сопровождать вас в Таиланде повсюду. Вольный перевод этого своеобразного девиза многовариантен: это и «бывает», и «ерунда случается», и «не парься», и «бог дал, бог взял»… В целом эти три слова полностью отражают отношение тайцев к жизни. И, поверьте, отношение это передается воздушно-капельным путем. Заразиться здоровым флегматизмом тут проще простого.
«Рокфишинг» для чайников
Рыболовных магазинов на Самуи довольно много, но посещать их лучше в компании местных или обосновавшихся на острове соотечественников. В моем случае Степан знал хозяина лавки, поэтому нам удалось выторговать весомую скидку. Удочка, катушка, леска, набор крючков и грузил, а также пара воблеров обошлись мне всего в пару тысяч батов. Если округлить — четыре тысячи рублей. Вполне вменяемые деньги.
Несмотря на то что время для рыбалки после посещения магазина было уже не самое удачное, я решил «обновить» удочку сразу. И мы отправились на скалы. Уточню: забрасывать с берега или, для снобов, практиковать «рокфишинг» на Самуи можно где угодно. Дебют оказался не очень удачным. Пока Степан оснащал удочку, я порезал на куски купленного в местном супермаркете кальмара. Насадив его на маленький крючок, я закинул и… спустя пару-тройку минут брел в воде в сторону зацепа. В общей сложности в камнях мы провели три-четыре часа. За это время я поймал какую-ту колючую дрянь, которую Степа посоветовал выпустить, пару 10-сантиметровых местных «окушков» и полосатую коралловую рыбку. Уже дома Степан отмел все мои скромные предложения «погуглить», кого мы поймали и как это готовить, заявив, что «все морское в Тае можно есть». Это действительно так. Так что не бойтесь жарить-парить рыбешек, пойманных в прибрежных волнах. Скорее всего, это будет очень вкусно. И уж точно совершенно безопасно.
На Самуи береговую рыбалку я практиковал несколько раз. Результат в большинстве случаев был примерно одинаков. Максимум удовольствия, причем не только от процесса, но и от потрясающих видов: одни камни у Большого Будды на севере дорогого стоят… И минимум рыбы. Точнее, рыбы я видел в достатке, наблюдал даже пару барракуд, ненадолго заинтересовавшихся моим воблером. Но вот покидать теплые воды Сиамского залива его обитатели упорно не спешили. Но уж как минимум кайф от процесса на скалистых берегах Самуи вы поймаете точно.
Обед поймайте в море
Моя рыбная история на Самуи довольно долго не хотела пополняться новыми подробностями. Все изменилось после приглашения на ужин в компании местных рыбаков. С английским на Самуи неважно, но недостаток знаний местные жители активно компенсируют мимикой и жестами, так что понимать их вы научитесь. Кто же еще расскажет вам о заповедных уголках острова? О храме в виде корабля, белой пагоде и лодке, на которой застыла на вечном посту мумия монаха. Вокруг нее стоят и лежат сотни фигурок судов — от совсем крошечных до огромных. Их несут в дар Будде. В общем, слушайте тайцев, и Самуи откроет вам самые потаенные двери.
Мой рыболовный интерес аборигены оценили по-своему. И прямо во время ужина отлучились буквально на полчаса. Вернулись новые друзья уже вместе с сетью, в которой копошились только что пойманные крабы. Несчастные были тут же приготовлены на решетке между камнями, и это оказалось вкуснее угощений на тайских ярмарках и «уокинг-стритах». Теперь решение отправиться на морскую рыбалку стало бесповоротным. Обойдя несколько местных турагентств, которых на Самуи десятки, и изрядно поторговавшись, что аборигенами только приветствуется, мы нашли вполне приемлемый рыболовный тур за пару тысяч батов.
В «день икс» микроавтобус забрал нас рано утром прямо у дома и с ветерком домчал до пирса. Там дружная компания туристов погрузилась на довольно большой баркас. Встречали нас капитан корабля, улыбчивый таец в черных донельзя очках, и его молодой помощник. Новоиспеченной команде были предложены фрукты, холодные соки и по желанию пиво. Кормить «фарангов», так тайцы называют приезжих, — железное правило. Так что не бойтесь «голодных» экскурсий и рыбалок.
Рыбачили мы как на ходу, так и во время полуторачасовых стоянок. Улов наш в основном составляли небольшие, похожие на окуней снэпперы, хотя попалась и пара крупных разноцветных рыбин, названия которых, похоже, не знал даже сам капитан. Впрочем, он и не напрягался по этому поводу: «Май пен рай». Мы причалили к крохотному островку, весь улов был тут же поджарен вместе с овощами, так что рыбаки, включая меня, получили кучу удовольствия. На пирс мы вернулись уже в сумерках.
Кстати, ходить в море группой с незнакомыми людьми совсем необязательно. Если вы найдете друзей-рыбаков в большом количестве, можно арендовать яхту. Цены в зависимости от размера компании и класса судна могут варьироваться от 15 до 35 тысяч батов. Продумать программу вы можете сами, а если договоритесь с капитаном, то есть возможность и заночевать на каком-нибудь необитаемом острове.
«Мы с кальмарой ходим парой»
И не просто заночевать, а попробовать ночную рыбалку с фонарями, которая на Самуи чуть ли не самая популярная. Ловить придется кальмаров. В Таиланде они используются не только в кулинарных целях, но и считаются самой лучшей наживкой. К этому времени я уже обзавелся большим количеством знакомств на Самуи и легко договорился о том, что в ближайшее время меня возьмут в ночной «рейд» в качестве юнги или еще кого, лишь бы не приманки.
Сама же ночная рыбалка представляет собой следующее приключение. На красивой небольшой лодке с крыльями-мачтами по бокам вы уйдете километра на два-три от берега. Там капитан включит бело-зеленые фонари и даст вам удочку. Она может выглядеть как обычно, а может представлять собой бобину с леской и крючковатой приманкой на конце. На острия в качестве наживки отправятся маленькие креветки. Их и будут без разбора хватать обезумевшие от света кальмары. Продолжаться такая рыбалка может несколько часов, поэтому не стесняйтесь говорить капитану о том, что вам надоело. Конечно, через пять минут после начала ловли делать этого не стоит, но и тянуть необязательно. При хорошем раскладе от удочки вы перейдете к более «промышленному» вылову: после включения красного фонаря моллюски всплывут к самой поверхности, и вам понадобятся уже сети и сачки. Улов отправится в холодильник. Какая-то часть пойдет на наживку, остальное — на прилавки кафе и магазинов. При желании и вы получите свою долю, которую вам без проблем приготовят к любом прибрежном кафе.
На закуску — «озеро монстров»
И все же это было только разминкой перед настоящим приключением — рыбалкой на «озере монстров». Официально это озеро называется Ратчабури — так же, как провинция, где оно расположено. Добраться до места можно откуда угодно: из Бангкока или из Паттайи. Туры на Ратчабури — едва ли не самый дорогой досуг в Таиланде. Если вы собираетесь по-настоящему охотиться на чудовищ, а не любоваться видами, запасайтесь не только терпением, но и батами. Стоимость полноценной рыбалки может доходить до 15–20 тысяч с человека. В Ратчабури живет около 30 видов различных чудовищ, привезенных из Азии, Африки, Южной Америки и Австралии. Одна из самых обширных рыбных популяций в озере — сомы. Ловят их, как правило, на гусиные сердца. Это излюбленное лакомство как гигантского меконгского сома, одной из самых сильных пресноводных рыб, так и ее краснохвостого собрата. Последний — один из самых опасных жителей озера. Если вам посчастливится вытащить этого здоровяка, не вздумайте самостоятельно снимать его с крючка. Боковые плавники рыбины представляют собой зазубренные и острые пилы.
И напасть недовольный сом может в любой момент, например, когда вы делаете вместе с ним селфи. Кстати, фото с краснохвостым сделать непросто: грозные монстры не могут долго находиться вне воды. Так что вытаскивать и фотографировать их нужно оперативно, чтобы как можно скорее вернуть чудище в родную стихию. Местных сомов поймать необычайно сложно, поэтому на счастливчиков, которым это удается, тайцы смотрят с уважением. Они считают, что каждый уважающий себя рыбак просто обязан хотя бы раз в жизни выйти победителем из битвы с сомом.
Не менее внушительно на Ратчабури выглядят, казалось бы, привычные для нас рыбы — карпы. Вес этих «малышей» может достигать ста килограммов! Добавьте к этому очень непростой характер и агрессивное поведение на леске, и коктейль под названием «Гигантский сиамский карп» готов. Это сложнейшая в плане ловли рыба. Впрочем, мирные особи на «озере монстров» — вообще дефицит. Еще один абориген — австралийская баррамунди. Этот гость Ратчабури отличается потрясающими акробатическими способностями. Рыба обожает кувыркаться и закладывает в воде такие виражи, что упустить ее проще простого.
Пиранья-вегетарианец и щука-аллигатор
Когда усталость даст о себе знать, вы можете немного отдохнуть и попробовать поймать менее упрямого озерного монстра — пятнистую рыбу-перо. При длине в полметра она имеет ширину всего полсантиметра. Представляете себе такое «перо»? Еще один более-менее спокойный житель озера — пиранья паку. Эти сильные и выносливые рыбы ведут себя в воде не очень дальновидно, поэтому становятся добычей рыбаков гораздо чаще, чем их соседи по ареалу. Выглядят паку по-настоящему страшно, как и подобает настоящим пираньям. Так что, как и в случае с краснохвостыми сомами, делегируйте обязанности по съему рыбы с крючка тайцам. Но, несмотря на ужасный внешний вид, паку весьма миролюбивы. Не верите, что есть пираньи-вегетарианцы? А зря! Питаются они в основном растениями, иногда — падающими в воду орехами. Их монстры щелкают на раз-два, и, если повезет, вы даже можете увидеть этот увлекательный процесс.
Нашлось в водах Ратчабури место и привычным для наших широт щукам. Правда, они там, как вы понимаете, со своими особенностями. Чего только стоит аллигаторовая щука! Возраст этого вида может достигать 150 млн лет. То есть с динозаврами эти монстры, скорее всего, были знакомы. Да еще и пережили их без особых проблем. Оно и неудивительно, учитывая, что вне воды щука-аллигатор (или официально — миссисипский панцирник) может находиться более двух часов. Так что, если поймаете, с фото можете не торопиться. В теории рыбка способна сняться и в полнометражном фильме. Хищник этот довольно флегматичный и на людей реагирует спокойно. Но особо заигрывать с ними не стоит: аналогия с аллигатором в названии проведена не просто так. У щуки вытянутая морда с двумя рядами клыков, которые она в любой момент может использовать по прямому назначению. Еще один фирменный знак панцирника, который, вполне возможно, и дал ему имя, — необычайно твердая чешуя. Много лет назад американские индейцы использовали ее для изготовления оружия.
Следующий, еще более «сухопутный» обитатель озера Ратчабури — змееголов. Этот уникум в случае необходимости может обходиться без воды аж до пяти суток благодаря специальным наджаберным органам, позволяющим дышать на суше.
По земле змееголовы могут преодолевать значительные расстояния в поисках водоемов. В водной стихии они ведут себя неуступчиво, и вытащить их откровенно сложно. Зато, если змееголов окажется-таки в вашей лодке, можете смело просить команду подарить или продать вам его. Это один из немногих жителей «озера монстров», которых разрешается вывозить с рыбалки в кулинарных целях. Правда, в пищу, как правило, идут небольшие особи: мясо гигантов очень жесткое.
Самая страшная рыба
Осталось рассказать о рыбе, за которой и едет на «озеро монстров» большинство рыболовов. Речь, разумеется, о гигантской арапайме, или пираруку. Этот монстр переселился в Таиланд из Южной Америки, а конкретнее — из легендарной Амазонки. Средний размер рыбы — два метра, хотя встречаются особи от трех метров и больше. Самая длинная арапайма из когда-либо выловленных якобы была более четырех с половиной метров. А самый большой зарегистрированный вес этой амазонской обитательницы составил 200 килограммов. Питается арапайма в основном рыбой, хотя часто в пасть к ней попадают нерасторопные птицы и даже обезьяны. А вот ловят ее в Таиланде на… булочки с джемом! По понятным причинам рыбалка на пираруку самая дорогая, но она того стоит. А так, ловите ли вы монстров, кальмаров или просто тропических рыбок, в любом случае рыбалка по-тайски может стать прекрасной альтернативой нашему сонному межсезонью. Что я в полной мере и ощутил: «Май пен рай».