Российские города Новороссийск и Сочи во второй раз приняли в своих портах участников «СКФ Черноморской регаты больших парусников», включая самый большой и знаменитый из них — учебный барк Росрыболовства «Крузенштерн», который относится к так называемым винджаммерам, или «выжимающим ветер» (от английского to jam the wind). Считается, что парусники этой серии были самыми быстроходными в мире и как бы выжимали всю скорость из ветра.
Текст и фото: Иван Абакумов.
Новороссийск
Ранним утром 16 сентября жители и гости Новороссийска могли не сразу поверить, что пробудились от сказочного сна: тем, кто встал с первыми петухами, посчастливилось увидеть, как вальяжно, без суеты заходят в Цемесскую бухту многомачтовые красавцы парусники, словно флотилия ХIX века, преодолевшая вдруг моря времени. Белоснежные гиганты «Мир», «Надежда» и «Херсонес», «пиратская» Atyla из экзотической республики Вануату, польская Pogoria, болгарские сестры Royal Helena и Kaliakra, румынская Adornate и, конечно, самый известный, в строгом черно-белом наряде, барк Федерального агентства по рыболовству «Крузенштерн».
Во второй раз, после дебютного 2014 года, российские порты Черного моря приняли, пожалуй, главное международное событие в категории больших парусников — «СКФ Черноморскую регату 2016». Самые крупные парусные суда из пяти стран взяли старт 11 сентября в румынской Констанце и, преодолев 410 морских миль, фактически перейдя Черное море в самой широкой его части, прибыли в Новороссийск.
Необычайно прохладная и дождливая, даже по оценке местных жителей, погода в день захода участников регаты в Новороссийск неожиданно расщедрилась на совсем еще летнее солнце и безоблачное небо. После положенных пограничных процедур, когда «таможня дала добро», представители СМИ получили разрешение первыми посетить корабли.
Естественно, наибольший интерес у журналистов вызвал «Крузенштерн», которому в этом году исполнилось 90 лет с момента спуска на воду.
Прославленный капитан барка Михаил Еремченко встречал журналистов у трапа на выполненной из прочнейшего тика, золотистого оттенка палубе, свеженадраенной проходящими на судне морскую практику курсантами Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Именно на плечах этих юных мореходов, будущих капитанов, штурманов, боцманов и механиков, лежит самая энергозатратная, но и самая почетная работа — постановка и уборка парусов, содержание судна в чистоте, его швартовка и отшвартовка, забота о многочисленных посетителях легендарного корабля в портах стоянки.
«Наша первостепенная задача на «Черноморскую регату больших парусников 2016» — чтобы курсанты, проходящие практику на борту «Крузенштерна», почувствовали дух международного морского братства. Новые друзья из разных стран, новый опыт, в том числе и уникальный опыт регаты, несомненно, пригодятся в их будущих морских профессиях», — сказал Михаил Еремченко в беседе с корреспондентом журнала «Русская рыба».
Что касается спортивной составляющей соревнований, капитан «Крузенштерна» отметил, что барк Росрыболовства — самое большое и тяжелое судно нынешней регаты в своем классе и бороться за победу со специально построенными для гонок «Миром» и «Надеждой» ему непросто.
«В длительной гонке да на хорошей волне, конечно, нам бы не было конкурентов, — отметил Михаил Еремченко. — Недаром «Крузенштерн» регулярно побеждает в трансатлантических регатах. Здесь же нам не хватает силы ветра и легкости, как у наших гоночных собратьев».
Пока журналисты восхищенно рассматривали корабли и общались с членами экипажей, курсанты приняли участие в торжественном построении на площади перед морским вокзалом Новороссийска, после чего большая часть практикантов получила разрешение сойти на берег.
На все выходные, 17 и 18 сентября, самые крупные парусники «Черноморской регаты» открыли свои палубы для посещения. В течение всего отведенного срока нескончаемая людская река текла сквозь КПП морского вокзала Новороссийска, собираясь в большое озеро у трапа «Крузенштерна». Учебное парусное судно Росрыболовства ожидаемо вызвало наибольший ажиотаж у посетителей. Курсанты на время стоянки взяли на себя роль гидов, отвечали на многочисленные вопросы об истории «Крузенштерна», его кругосветных походах, нерушимых, бережно хранимых традициях и морских обычаях. В общей сложности, по подсчетам экипажа, за два выходных дня в Новороссийске судно посетили более 12 тысяч человек.
По словам капитана «Крузенштерна» Михаила Еремченко, курсанты также приобрели ценный опыт за время стоянки.
«Будущие профессионалы, чья деятельность будет связана с морем, обменялись впечатлениями со своими ровесниками из других учебных заведений России и Европы, поделились нюансами организации учебного процесса на «Крузенштерне» с курсантами парусников «Мир», «Надежда» и других судов, приобрели новые полезные знакомства и новых друзей», — отметил капитан.
В понедельник 19 сентября участники регаты прощались с гостеприимным Новороссийском, готовились к выходу в открытое море и переходу к следующей стоянке «СКФ Черноморской регаты больших парусников 2016» — городу Сочи.
Отходу участников предшествовал «Парад парусов» в Цемесской бухте. Каждый из кораблей уходил в гонку под особый гимн. Так, на борту российского «Херсонеса» звучал гимн города приписки судна — «Легендарный Севастополь», его соотечественник фрегат «Надежда» поднимал паруса под «Прощание славянки», на учебном судне Росрыболовства по давней традиции из динамиков полилась песня Александра Городницкого «Паруса “Крузенштерна”»:
Пусть чаек слепящие вспышки
Горят надо мной в вышине.
Мальчишки, мальчишки, мальчишки
Пусть вечно завидуют мне.
И старость отступит, наверно,
Не властна она надо мной,
Пока паруса «Крузенштерна»
Шумят над моей головой.
Сотни провожающих на пирсе наблюдали, как отходят от причала парусники, напутствовали моряков пожеланиями удачи и хорошего перехода. Курсанты в свою очередь салютовали остающимся с палуб кораблей поднятыми над головой фуражками.
На выходе из бухты друзья-соперники построились в стартовую линию, и в 17.00 по московскому времени был дан старт второму этапу «СКФ Черноморской регаты больших парусников 2016». С капитанского мостика «Крузенштерна» Михаил Еремченко отдал команду поднять все паруса, и легендарный барк вышел в открытое море.
Впереди мореходов ждали 106 морских миль до Сочи.
Сочи
В течение всего перехода до олимпийской столицы России участникам «Черноморской регаты» сопутствовали хорошая погода, ясное небо и лишь небольшое волнение моря. Однако на подходе к Сочи с берега пришли грозовые тучи, задул крепкий ветер, а уже на рейде города полил дождь. Поздно ночью 20 сентября «Крузенштерн» ушел от непогоды в порт и ошвартовался у причала своей новой, но уже знакомой после участия в мероприятиях Олимпиады-2014 стоянки, где ему предстояло провести ближайшие пять дней.
Примечательно, что именно в дни проведения XXII Олимпийских игр в России и начался путь «Крузенштерна» к «Черноморской регате больших парусников». Вот как в беседе с корреспондентом журнала «Русская рыба» вспомнил начало этой истории ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон: «Когда высшее учебное заведение Федерального агентства по рыболовству — Калининградский государственный технический университет — стало готовить свой подведомственный парусник — барк «Крузенштерн» к Олимпиаде 2014 года в Сочи, в руководстве порта олимпийской столицы нам сказали, что найдут для судна одно из лучших мест в порту, а также пригласили принять участие в «Черноморской регате больших парусников». Мы с удовольствием приняли это приглашение, и так это началось.
Без преувеличения можно сказать, что каждая «Черноморская регата», и первая 2014 года, и нынешняя, вторая, — это событие для России, событие для отечественного парусного флота. И не откликнуться на приглашение организаторов с нашей стороны было бы неправильно. Это почетно для «Крузенштерна», почетно для экипажа и практикантов, почетно для Балтийской государственной академии, подведомственной КГТУ, и для Росрыболовства, руководством которого была проделана огромная работа, позволившая 90-летнему судну принять участие в этом значимом мероприятии».
Кстати, Владимир Волкогон — человек, который неустанно принимает живейшее участие в судьбе «Крузенштерна». Несмотря на занятость на посту ректора КГТУ, он вложил и продолжает вкладывать немало времени и сил в то, чтобы легендарный барк пребывал в его нынешнем состоянии: оставался надежным для экипажа, комфортным для гостей и готовым к любым, даже самым дальним и сложным плаваниям.
«Для наших курсантов, которые проходят морскую практику на борту «Крузенштерна», — продолжил руководитель вуза Росрыболовства, — регата — совершенно особый опыт. Когда будущие мореходы достигают определенного уровня навыков, достаточного для следования из точки А в точку Б, порой долгий рейс им начинает и поднадоедать, они все больше скучают по дому. «Черноморская регата» в этом контексте — чрезвычайно полезное событие. То состояние спортивной конкуренции, азарта, вовлеченности в соревнование, которое испытывают молодые люди в ходе регаты, — его ничем не превзойти по эмоциям. Именно в таких ситуациях у них начинают гореть глаза, укрепляется командный дух, закаляется характер.
Есть и другой аспект: курсант, прошедший под российским флагом на традиционном для «Черноморской регаты» параде экипажей в зарубежном порту, когда население аплодирует и с восхищением встречает мореходов, пропускает это через себя, запоминает это на всю жизнь. Такие мгновения помогают патриотическому воспитанию молодых людей, я бы сопоставил этот момент с поднятием флага на Олимпийских играх, когда спортсмены-олимпийцы с гордостью слушают гимн России», — резюмировал Владимир Волкогон.
Говоря о сочинском этапе регаты, в ходе которого ректор КГТУ посетил борт «Крузенштерна» и наблюдал все своими глазами, Владимир Волкогон отметил: «Не могу не обратить внимание на то, как год от года растет уровень организации «Черноморской регаты». Наши порты делают очень большие и важные шаги в направлении отработки порядка, организованности и безопасности прохождения всех мероприятий. Силовые структуры, мэрия Сочи, организаторы и спонсоры находят пути создания все более удобных и комфортных условий для посетителей и гостей. Это поступательное движение вперед очень заметно и вселяет уверенность в том, что и популярность регаты в России будет расти».
В ходе стоянки в порту Сочи с особым настроем курсанты подошли к традиционным для «Черноморской регаты больших парусников» спортивным соревнованиям экипажей.
Будущие профессионалы морского дела, проходящие практику на кораблях, в олимпийской столице России состязались в гиревом спорте, армрестлинге, перетягивании каната и футболе. Как и во время швартовки в Новороссийске, во всех видах программы с завидным преимуществом победу праздновали представители «Крузенштерна».
В последний день пребывания судов регаты в Сочи настало время торжеств. Открылась программа традиционным маршем экипажей участвующих в регате парусников. Курсанты в парадной форме под бой барабанов прошли от Южного мола по улицам Сочи до организованной у места стоянки парусников сцены. После этого состоялась торжественная церемония награждения победителей второго этапа гонки «Черноморской регаты».
Президент Российской Федерации Владимир Путин, который уже второй раз выступает патроном «СКФ Черноморской регаты больших парусников», обратился к участникам с речью: «Мы сегодня в Сочи в очередной раз приветствуем победителей этапа международной регаты больших парусников, а также приветствуем здесь и победителя конкурса «Русского географического общества» — конкурса, посвященного российским исследованиям Мирового океана. Гонки больших парусников — это особое событие. Любой человек, и так называемые морские волки, и начинающие моряки, когда входят на палубу корабля, впервые прикасаются к штурвалу, к парусам, испытывают своеобразное, острое, яркое чувство. И важно, что люди учатся не только морскому делу, они еще начинают понимать, что успех зависит и от мастерства каждого члена экипажа, и от слаженности экипажа в целом. Морское братство не знает национальных границ. На второй план уходят культурные и национальные различия, важнее поддержка, чувство локтя, взаимопомощь, дружба. И в этом смысле мероприятия подобного рода играют важную роль в развитии отношений между народами и странами».
Завершая речь, президент России пожелал участникам успехов на предстоящем этапе гонки и семи футов под килем.
Владимир Путин наградил капитана парусника «Мир» Андрея Орлова за победу в гонке Новороссийск — Сочи среди парусников класса «А». Награду из рук президента получила и Александра Никифорова, победительница конкурса «Русского географического общества», посвященного вкладу общества в изучение Мирового океана. Александра впервые принимала участие в парусной регате и прошла гонку на паруснике-победителе.
Команда «Крузенштерна» получила приз из рук мэра Сочи Анатолия Пахомова за самый спортивный и физически подготовленный экипаж регаты.
На следующий день на траверзе морского порта Сочи состоялся незабываемый прощальный «Парад парусов»: выстроившиеся на горизонте суда продефилировали в лучах закатного солнца вдоль побережья, после чего отправились в третий, заключительный этап гонки «Черноморской регаты» по маршруту Сочи — Варна (Болгария).
Последнее состязание регаты стало самым протяженным — около 520 морских миль, что равно сумме расстояний, которые парусники прошли в ходе первых двух этапов: Констанца — Новороссийск — Сочи. В Варну парусники прибыли 1 октября, а уже 4-го состоялось официальное закрытие соревнований.
Экипажи, ставшие за время регаты одной большой семьей, тепло простились друг с другом в надежде на новую скорую встречу в гостеприимном Черном море и, конечно же, под парусами.