Образование

Азъ есмь рыбоводъ

Основателями аквакультуры заслуженно считают китайцев, но и в Древней Руси занимались искусственным выращиванием рыбы

Основателями аквакультуры заслуженно считают китайцев, но и древнерусские рыбоводы успешно занимались искусственным выращиванием рыбы начиная с IX века. По обрывочным сведениям иностранных путешественников и археологическим находкам можно попробовать восстановить историю аквакультуры на Руси.
Текст: Зоя Москворецкая

В 944 году, после похода князя киевского Игоря Рюриковича на Константинополь, или Царьград, а ныне Стамбул, между русами и Византией был заключен мирный договор. И в Константинополь как в великую столицу христианского мира прибыли восемь русов со старшим по имени Валибор — учиться возведению зданий и крепостей. Но им посчастливилось проявить себя не только в качестве учеников, но и мастерами аквакультуры. Пока они гостили в Царьграде, в одном из императорских прудов прорвало запруду. Тому, кто не только восстановит ее, но и сделает лучше, чем была, обещали щедрую награду. Русы вызвались помочь.

Как рассказывает в своих трудах византийский летописец Косма Каппадокийский, «сначала гостей никто не слушал, местные мастера не хотели лишаться награды и не подпускали их к прудам. Но начальник над императорскими угодьями Синкл, выслушав предложения и от местных, и от русов, отдал работу последним. И они построили запруду крепче и лучше, чем прежняя. За это русам выдали награду и попросили создать два новых императорских пруда. Русы рассказали множество секретов и приемов, как иметь в пруду много рыбы и чтобы ей там было хорошо».

Где Валибор и его товарищи учились своему мастерству, доподлинно не известно. Зато очень любопытные находки обнаружили советские археологи на побережье реки Припяти, совсем недалеко от поселений древлян, у которых, по легенде, князь Игорь провел последние дни своей жизни. Здесь были найдены объекты, назначение которых поняли не сразу. В одном углу большой раскопанной ямы лежало большое количество рыбьих костей. Предположили, что здесь просто совершали некие языческие жертвоприношения, поэтому кости затоптали и большая их часть пропала. Но когда впоследствии новые поколения археологов попробовали их исследовать, оказалось, что они принадлежали рыбе, в которой известный ученый-геолог и археолог Владимир Амалицкий опознал вырезуба.

Вырезуб — это крупная рыба семейства карповых, в наше время встречающаяся очень редко. Его родиной считается Каспийское море, откуда он перешел в Черное и Азовское. Из Черного моря по Днепру он и попадал в реку Припять, приток Днепра, где было одно из его нерестилищ. Получается, что древляне как минимум могли содержать пойманного вырезуба в рукотворных прудах.

944-й год можно смело считать официальной точкой отсчета для российской аквакультуры, а Валибор, блеснувший своими навыками в Царь-граде, претендует на звание первого российского аквафермера. Во всяком случае, это первое имя, зафиксированное летописцами применительно к искусству выращивания рыбы в Древней Руси.

Есть и связанное с этими местами письменное свидетельство одного арабского натуралиста тех времен. Побывав на территории Киевского Полесья, он пишет, что в этих землях разводили рыбу «кутум». А «кутумом» арабы и персы называли и до сих пор называют именно вырезуба.

В чуть более поздние времена, уже в первой половине XII века, итальянский путешественник Канебаро пишет о славянских землях, которые сейчас можно назвать Подмосковьем. «Каким-то образом в земле проложили деревянные трубы, по которым вода из Кастры течет в очень большую яму с укрепленными берегами. А в яме — усатые рыбы огромной величины, их зовут сатамами. На вид они чудовищны, но на вкус превосходны. И каким-то образом эту рыбу здесь умеют передавать живой в другие места».

Кастрой 700 лет назад называли Истру, а «сатам» — это искаженное «стом», древнерусское название сома. На него же указывают усы и большие размеры. То, что «стомов» уже умели доставлять в другие места для разведения или содержания, говорит о высоком уровне аквакультуры наших предков-рыбоводов. Выбор именно сома на самом деле объясняется не столько его эффектным видом или величиной, сколько легкостью содержания. Как известно, сом практически всеяден, довольно быстро акклиматизируется, не нуждается в большой площади водоема или каких-то особенных условиях содержания.

Даже столь немногочисленные свидетельства доказывают, что аквакультура в Древней Руси развивалась стремительными темпами. Как знать, может, уже тогда мы могли бы догнать Китай, но нашествие татаро-монголов отбросило нас на пару веков назад. Хотя это уже другая история.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Образование | 06.12.2016