Наступил момент истины — берега стало мало. Не то чтобы на нем тесно — нет, места хоть отбавляй! Можно пойти куда угодно: выше по течению перекаты, ниже — песчаная отмель, а за ней яма с потонувшими деревьями. Здесь всегда хорошо берет щука… Текст: Владимир Заокский.
Я точно знаю, до какого места на берегу я дойду в поисках хищника, — никаких сюрпризов. Вернее, есть два направления движения: по течению и против него. И на каждом из них есть конечная точка, финиш маршрута — место, дальше которого я не рыбачу. Это связано не с заморочками конкретного рыболова, как вы можете подумать, а с банальным окончанием светового дня. Несколько забросов в потемках, и я возвращаюсь домой. Потому что ночная рыбалка — это отдельное мероприятие, требующее особой подготовки как снастей, так и самого рыболова.
В общем, нужно покупать лодку. Конечно, поймать заветный трофей можно и с берега, но, например, на жереха может не хватить дальности заброса, даже если ловить взабродку. А на лодке можно легко подойти на нужное расстояние и заякориться. Да что жерех, ту же щуку интересно ловить, бросая приманку не от берега, а под него! Кроме того, каждому рыбаку известны перспективные места для ловли с плохим подходом с берега или вовсе без него, которые он вынужден пропускать. Наличие лодки эту проблему снимает и открывает новые горизонты: смена ландшафта побуждает рыболова осваивать новые приемы ужения и пускаться в различные эксперименты.
Но приобрести лодку — это полдела. Нужно понять, подлежит ли она регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам. В части законодательства, которая касается эксплуатации лодок, катеров и гидроциклов, царит постоянная неразбериха. Дело в том, что правила регистрации маломерных судов меняются с завидной регулярностью, поэтому уследить, какие лодки нужно регистрировать, а какие нет, достаточно проблематично. Последняя редакция этого свода правил вступила в действие летом этого года. Мы предлагаем вам пошаговую инструкцию по постановке на учет маломерных судов.
Шаг 1. Знакомство
Рыбакам везет. Большинство лодок, которые они предпочитают использовать, не подлежит государственной регистрации в ГИМС! К таким судам можно отнести все лодки собственной массой до 200 кг включительно. Справедливости ради стоит отметить, что найти лодку тяжелее сегодня достаточно проблематично. В категорию «до двухсот» мы можем отнести надувные транцевые, пластиковые, металлические, разборные композитные, деревянные лодки, а также байдарки, парусные катамараны и лодки с электромотором. Кстати, раньше при регистрации учитывалась грузоподъемность маломерного судна, поэтому большинство типов из этого списка регистрировать было нужно. В недавнем прошлом каждая гребная лодка на турбазе имела свой регистрационный знак, а сегодня этого не требуется.
Шаг 2. Пределы
Как только на транце вашего маломерного судна появляется мотор, столь необходимый, например, на реках и водохранилищах, внимание инспектора ГИМС к вам меняется на более пристальное. Больше всего его интересуют цифры, которые написаны на кожухе вашего двигателя: если до 10 л. с. (согласно букве закона — до 10,88 л. с.) включительно, регистрировать плавсредство по-прежнему не нужно. А вот если уже больше, то следует быть готовым к серьезному разговору. Отметим, что сами инспекторы ГИМС законы знают четко.
Шаг 3. Нюанс
Лодку можно не регистрировать, но если мощность мотора от пяти «лошадей» и выше, судоводитель обязан иметь удостоверение на право управления маломерным судном вне зависимости от его длины и ширины. Это как раз и вызывает больше всего споров как на профильных форумах в Интернете, так и на воде — между судоводителями и инспекторами ГИМС. Частый пример на наших водоемах — надувная транцевая лодка с мотором 9,9 л. с. Ее владелец в 90% случаев уверен, что права на управление такой лодкой не требуются, ведь ее не надо даже регистрировать. А эти понятия нужно разделять: правда будет на стороне инспектора.
Шаг 4. Мощь
Все меняется, если мотор, установленный на лодке, мощнее 10 лошадиных сил. Такое маломерное судно подлежит обязательной регистрации. Зарегистрировать лодку не сложнее, чем поставить на учет автомобиль. В непромокаемом чехле придется возить комплект документов, состоящий из судового билета и удостоверения на право управления маломерным судном. На борта лодки нужно будет нанести присвоенные номерные знаки. Ответственность на воде совершенно справедливо должна быть не меньше, чем на суше.
Шаг 5. Учет
Для первичной регистрации маломерного судна в отделении ГИМС помимо лодки и мотора нужно представить пакет документов, подтверждающий право собственности на них.
➊ Договор купли-продажи номерного агрегата (лодки и мотора) с торговой организацией.
➋ Товарный чек (накладная).
➌ Технический паспорт на маломерное судно и подвесной мотор с отметкой торговой организации.
➍ Документ, удостоверяющий личность судовладельца.
➎ Заполненная регистрационная карточка-заявление, которая выдается в ГИМС.
➏ Два документа, которые подтверждают уплату государственных пошлин за государственную регистрацию судна и выдачу судового билета.
Если лодка надувная, то для постановки на учет надувать ее не требуется. Главное, чтобы читались шильдики со сведениями о судне.
Шаг 6. Оценка
Понятие «техосмотр» исчезло из лексикона автомобилистов, но не судоводителей. Если лодка и мотор новые и плавсредство было зарегистрировано в течение года после покупки, в судовом билете ставится отметка о прохождении техосмотра сроком на три года. В последующие годы техосмотр маломерного судна нужно проводить ежегодно. Каждый год пригонять лодку в инспекцию придется тем, кто купил бывшее в употреблении маломерное судно. Кстати, если мотор новый, а лодка подержанная (и наоборот), то техосмотр также придется проходить каждый год.
Шаг 7. Комплект
Даже если лодка и мотор новые, вы не пройдете техосмотр, если плавсредство не будет оснащено необходимым оборудованием. В отличие от автомобиля, это не только огнетушитель и аптечка.
➊ Спасательных жилетов на борту лодки должно быть столько же, сколько и людей. Многие бросают их в лодку, не надевая. А зря: по правилам жилет должен быть на каждом, иначе не избежать штрафа.
➋ Конец Александрова, а проще говоря, спасательный линь длиной не меньше 15 метров. На худой конец сойдет и спасательный круг с линем такой же длины.
➌ А куда же без весел? Их комплект должен находиться в лодке всегда!
➍ Черпак тоже должен быть в лодке. Никогда не ловили рыбу в ливень?
➎ Звукосигнальное устройство. Кстати, отлично подходит свисток от спасжилета!
➏ Фонарь. Нужен для того, чтобы не столкнуться на воде в темное время суток.
➐ Огнетушитель. Это может показаться странным, но на воде он необходим!
Шаг 8. Территория
Сегодня существует возможность регистрации маломерного судна не только по месту прописки его владельца, но и по району эксплуатации. Проще говоря, любой гражданин России вправе зарегистрировать лодку там, где ему удобнее. Одно неудобство: снимать судно с учета, например, при продаже, придется там же. Так что просчитайте заранее, для чего вам нужна лодка. Если собираетесь рыбачить на ней годами, то есть смысл регистрировать ее там, где будете чаще всего ловить. Если уже знаете, что через год ее продадите и купите новую, то желательно ставить ее на учет поближе к дому. В любом случае — семь футов вам под килем!