Актуально   №4 /сентябрь-октябрь 2021/

Квоты ждут взвешенного решения

В этом году исполняется пять лет началу реформы в рыболовной отрасли, уже есть реальные достижения

Траулер «Баренцево море» — первое крупнотоннажное судно, построенное на российской верфи, которое переводит российское судостроение и рыболовство в высшую мировую лигу

В этом году исполняется пять лет началу реформы в рыболовной отрасли. Несмотря на то, что значительная часть из этого времени ушла на подготовку и принятие различных законодательных документов, без которых сам процесс реформирования был бы невозможен, в отрасли уже есть реальные достижения. Самое главное — изменился курс, который вел к постепенной, но отчетливо выраженной деградации и уже угрожал национальной безопасности в этой сфере.

Отрасль сменила курс

Сам процесс реформирования, основной частью которого стали «квоты под киль», стал итогом проведенного под председательством Президента Владимира Путина Госсовета по вопросам рыбной отрасли. Ранее в Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 349 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» были внесены положения об инвестиционных квотах. Ситуация в отрасли на тот момент была серьезной. Достаточно сказать, что если в 1991 году в России насчитывалось 7 тысяч рыболовных судов, то к 2015 году их осталось уже 2196. И здесь дело было не в количестве, поскольку квоты можно было освоить и имеющимися кораблями, а то, что 91,9% судов работали уже сверх всех нормативных сроков эксплуатации, а крупных траулеров, способных наиболее эффективно ловить рыбу, вообще осталось всего несколько единиц. Если учесть, что именно флотом добывается более 90% рыбы и перерабатывается 75% всей продукции, то становится ясно, почему в России не было и при таком положении дел не могло быть качественной продукции, за рубеж поставлялось исключительно сырье, а экономическая эффективность отрасли для экономики была крайне низкой. Красноречивее всего техническую отсталость нашего флота подчеркивал такой факт: в США с тонны выловленного минтая зарабатывали в два раза больше денег, чем в России. Устаревшему флоту постоянно требуются ремонты, причем наши рыбаки предпочитали для этого ходить в иностранные порты, оставляя там сотни миллионов долларов ежегодно. Простая модернизация была бесполезна из-за имеющихся экономических и конструкционных ограничений, не позволяющие использовать современное оборудование. Поэтому решение было только в строительстве новых судов, и за это государство предложило рыбакам рыбные квоты. В то время пять лет назад было много критики самого курса реформы. Но никто так и не предложил никакого внятного рыночного решения. И в Росрыболовстве, и в правительстве хорошо понимали — заинтересовать рыбаков строить новые суда можно было только вещественным ресурсом, который давал прибыль при использовании современных судов. Спустя несколько лет, когда рыбаки столкнулись и ощутили на себе реальные проблемы при строительстве флота, стало понятно, что курс реформ, в который были вовлечены и чиновники, и корабелы, и финансисты, и сами рыбаки, был единственно верным, а ведь споры насчет направления велись очень жарко. Предлагалось много альтернативных вариантов, но все они страдали одним главным недостатком — не могли тесно связать всех участников очень сложного рыночного процесса административной и финансовой заинтересованностью, заставить их совместно искать решения в сложных ситуациях. К примеру, в этом году из-за задержек с вводом новых судов, чиновники разных министерств и ведомств совместно с финансистами оперативно нашли решение, которое в свою очередь не задержит получение рыбаками обещанной квоты при высокой готовности корабля. Ранее такую согласованную и быструю работу трудно было себе представить.

Первые инвестиции

На инвестквоты заявилось более 30 компаний (процесс распределения еще не закончен), и за их счет Северный бассейн должен получить 25 новых траулеров (это позволяет обновить мощности на 80%), а на Дальнем Востоке речь идет о 36 судах (пока только 40%). Общую стоимость проектов под инвестквоты Росрыболовство оценивает в 213 млрд рублей, из которых почти 88% приходится на новый флот. Эти деньги пришли в отрасль за короткое время.

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете — https://rusfishjournal.ru/my-account/


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Актуально | 11.10.2021 №4 /сентябрь-октябрь 2021/