С начала этого года правительство РФ окончательно решило проблему с теми судами рыбопромыслового флота, что ходят под российским флагом, но держатся подальше от отечественных портов. Отныне они не имеют права вести лов, пока не «пропишутся» по всем нормам российского таможенного законодательства.
Долгие уговоры не помогли
История этого конфликта интересов между государством и бизнесом родом из 1990-х. Валентин Балашов, председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна, знаком с ситуацией не понаслышке: «Доставшийся в наследство частнику советский морской рыболовный флот по своим техническим характеристикам не отличался высокой эффективностью в эксплуатации. В рыночной экономике каждая копейка на счету. Так как денег на строительство новых судов у начинающих российских рыбопромышленников тогда еще не было, то они стали покупать за границей подержанные, но довольно современные суда. Некоторые проводили полную или частичную модернизацию советских траулеров: меняли главные двигатели, траловый комплекс, судовую фабрику. Делалось все это, как правило, на зарубежных верфях. А выбора тогда и не было — в России судостроение и судоремонт лежали на боку, в том смысле, что развалились почти полностью.
Ведя рыбный промысел за пределами территориальных морей Российской Федерации, особого желания платить таможенные пошлины у большинства таких рыбопромышленников не возникало. Тем более что можно выстроить работу так, что судно базируется в ближайшем иностранном порту».
Действительно, судовладельцы «незаходных» траулеров более четверти века могли без особых проблем продавать рыбу, как за границей, так и в России. Для этого не обязательно заходить в российский порт, рыба перегружалась прямо в море на «чистые» (перед бюджетом) рыбопромышленные суда, в том числе рыбоконсервные базы. Впрочем, для разгрузки в российском порту у «незаходных» также не было никаких препятствий, достаточно получить временное таможенное разрешение.
Государство дважды предлагало судовладельцам договориться по-хорошему — в 2008–2009 и в 2016–2017 годах, обещая за переход под Российскую юрисдикцию «премию» в виде таможенной амнистии. Во время своей поездке в Мурманск в 2015 году руководитель Росрыболовства Илья Шестаков высказался предельно ясно: «Незаходные» суда в течение года или двух могут осуществить растаможку под нулевой процент, то есть платить они ничего не будут. Те же, кто не пройдет растаможку, больше не смогут ловить в экономической зоне Российской Федерации. Мне кажется, это справедливый подход, хотя, по сути — обход действующего законодательства, лазейка. Мы не можем ее держать бесконечно»…
Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».
Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.