Потребители   №3 /июль-август 2018/

Продажные шкуры

Новосибирские ученые разработали новую технологию по производству красивой и прочной рыбьей кожи

В Новосибирском технопарке разработана суперсовременная технология, которая позволяет производить очень прочную и красивую рыбью кожу для различных сфер деятельности. Маржинальность такого производства может превышать 100%, а главное, такой подход позволит сломать стереотипы и вылечить одну из главных головных болей переработчиков, которые не знают, что делать с рыбьей шкурой. В лучшем случае сегодня они платят деньги за ее утилизацию, а в худшем просто выбрасывают за борт или на свалку. Теперь шкура становится продажной в самом лучшем смысле этого слова. «Русская рыба» составила примерный бизнес-план для потенциальных инвесторов.
Текст: Наталья Нагорная

«Внешние условия для открытия производства рыбьей кожи в России очень хорошие, —объяснил «Русской рыбе» представитель компании-резидента BVL Technology Игорь Лихачев. — Понятно, что собственного сырья очень много. Ряд технологий, которые разработала компания, и которые представляют собой ее ноу-хау, позволяют преодолеть прежние недостатки: рыбий запах и сложность производства. Ранее при выделке рыбьих кож применялся хром, который в Европе вообще запрещен для дубления. Теперь же производство такой продукции можно смело отнести к экологически чистому и получить соответствующий сертификат, что откроет двери для экспорта в развитые страны».

По словам Игоря Лихачева, время производства сокращено в 10 раз, а энергопотребление — в 15 раз по сравнению с нынешними технологиями. Разработка позволяет работать практически с любыми видами шкур, хотя, конечно, у разных рыб есть свои особенности.

К примеру, очень красива шкура осетра. Но она и стоит дорого. Очень прочная и износостойкая кожа у атлантического лосося. У предприятия есть и свое производство, которое позволяет за один цикл изготавливать 500 килограммов кожи. В месяц можно провести 4 цикла. Основываясь на технологическом процессе данной установки и стоимости конечного продукта на рынке, можно рассчитать экономическую рентабельность этого нового и перспективного дела, которым вполне могут заняться представители малого и среднего бизнеса. Первоначальные инвестиции могут составить примерно 50 млн. рублей.

Что покупаем

Для того, чтобы открыть экзотическое производство рыбьей кожи, начинающему бизнесмену понадобится производственное помещение, оборудование, расходные материалы, персонал и, разумеется, сырье в виде замороженных рыбьих шкурок. Цена сырья, кстати, очень невелика: порядка 25 рублей за килограмм. Нужно сразу оговориться, что все расчеты проводятся, исходя не из столичных цен, а среднероссийских. Большинство показателей для удобства и наглядности немного округлены в большую или меньшую сторону.

На регистрацию нового предприятия необходимо 15 тыс. рублей, несколько кожевенных барабанов стоят без малого 5 млн рублей, вспомогательные центрифуги — 2 млн рублей, оборудование для сушки — 500 тыс. рублей, строительно-монтажные работы — 5 млн рублей, закупка сырья для начала производства — 173 тыс. рублей, реагенты — 700 тыс. рублей, пуско-наладочные работы — 1 млн рублей, реклама и маркетинг — 2,5 млн рублей. Очень большая статья расходов — аренда производственного помещения площадью около 300 м2 — свыше 20 млн рублей. В 15 миллионов оценивается покупка технологии и обучение персонала работе с ней. В целом расчет показывает, что для запуска требуется порядка 50 млн рублей, но эта сумма предельная, в ней учитывается все, вплоть до таможенных пошлин и НДС. Опытный предприниматель легко найдет способы ее уменьшить, пользуясь уже наработанными связями. К примеру, договорившись о более низкой цене за аренду помещения, транспортировку.

При этом предполагается, что вся необходимая сумма взята в кредит в банке по ставке 18% годовых.

Кого нанимаем

Важная задача — укомплектовать штат будущей компании, поскольку, как известно, кадры решают все. В целом, предполагается, что в компании будут работать 44 человека. Это директор с зарплатой в 130 тысяч рублей, коммерческий директор — порядка 100 тысяч, 4 человека в коммерческой службе, бухгалтер. Собственно, в производственной службе должно быть 32 человека, из них 28 — непосредственно специалисты кожевенного производства с окладом в 40 тыс. рублей, и еще пять человек вспомогательного персонала: уборщик, водитель с транспортом, кладовщик и грузчик. В общем, в месяц на оплату труда всего этого рабочего коллектива потребуется 1,9 млн рублей. Разработчики предлагают сразу ориентироваться на высокотехнологичное производство с новейшими технологиями и значительной их автоматизацией, чтобы не нанимать много людей и снизить таким образом себестоимость. Это также исключит человеческий фактор, который часто приводит к браку и даст возможность стабильно получать качественную продукцию без дополнительных затрат.

Считаем доходы

Теперь самое интересное — про прибыли. Исходные данные таковы: в месяц при вышеуказанной схеме работы производится 138,6 тысяч квадратных дециметров рыбьей кожи. Себестоимость — 40 рублей за квадратный дециметр. Оптовая стоимость одного дециметра на рынке — 100 рублей. Итого выручка в месяц составит порядка 13,7 млн рублей. Разумеется, из этой суммы нужно вычесть производственные издержки, в том числе и плату за банковский кредит. Первоначальный платеж по нему составляет 1,631 млн рублей, но впоследствии он каждый месяц снижается на небольшую сумму, так как меньше становится тело кредита. Если взять годовые показатели, для примера используется 2017 год, то они выглядят так: общее производство — 1,66 квадратных дециметров рыбьей кожи, выручка от продаж — 146,5 млн рублей, а чистая прибыль после всех вычитаний по расходам, налогам и кредиту — 42,8 млн рублей. При этом в проекте возможны различные варианты налоговой оптимизации, исходя из федерального и регионального законодательства. Разумеется, это очень общая расчетная схема, составленная для идеального предприятия. В жизни так обычно не получается, возможны колебания как в одну, так и в другую сторону. Но рынок есть рынок, и с этим ничего не поделаешь. Тем не менее, эти расчеты показывают, что запас прочности предприятия, основанного на идее производства рыбьей кожи, довольно велик и дает уверенность в благополучном финансовом будущем при значительных колебаниях конъюнктуры.

Что можно делать из рыбьей кожи?
1. Сумки, клатчи, косметички, кошельки, бумажники
2. Обложки для паспорта и других документов
3. Ремни, перчатки, обувь
4. Концептуальную дизайнерскую одежду
5. Обшивку для мебели и салонов дорогих авто
6. Подарочную упаковку класса «люкс»
7. Шкатулки и прочие
8. handmade сувениры

В будущее с оптимизмом

Рыбья кожа в России считается экзотическим товаром и стоит довольно дорого, поскольку в стране никаких других экзотических кож не производится из-за полного отсутствия сырья. В тоже время годовой объем рынка экзотических кож в стране — порядка $150–200 млн. Рыбья шкура очень похожа на змеиную, но стоит почти в два раза дешевле. Потеснить здесь иностранных конкурентов вполне возможно. При этом бизнес имеет, помимо очень неплохой маржинальности, и высокую устойчивость к конкуренции. Воспроизвести разработанные технологии очень сложно.

И в целом, если брать рынок кожи в России, ситуация для запуска новых проектов вполне благоприятна. Внутреннее производство кожи в стране постоянно падает с 2010 года. К примеру, в прошлом году оно еще сократилось на 4,2%, составив 2,2 млрд квадратных дециметров. Происходит это потому, что основная часть предприятий производит хромовые кожтовары, выдубленные с помощью соединений хрома. Это более ресурсоемкая и дорогая технология, к тому же ее нельзя назвать экологичной. А вот современных жестких и мягких юфтевых кож в десятки раз меньше. Рыбья кожа как раз отличается небольшой себестоимостью и экологичностью. Благодаря этому ее можно продавать в зарубежные государства при развитом бизнесе. Она очень красива, может быть покрашена в разные цвета и не боится воды. К примеру, европейских рынок экзотических кож растет с каждым годом.

Кроме того, нужно учесть, что люди покупают не саму кожу, а изделия из нее, что резко добавляет маржу при дополнительном производстве кожгалантереи. Сейчас в мире не очень много компаний, которые производят рыбью кожу, потому что технологии сложны и затратны. Спрос же на такое сырье достаточно велик со стороны производителей одежды премиум-класса, мебели, сувенирной продукции, дизайнеров. В целом, это очень модный тренд. Разумеется, лучше всего открывать производство в приморских регионах, где есть большое количество практически бесплатного сырья.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Потребители | 08.10.2018 №3 /июль-август 2018/