Судостроение   №2/май-июнь 2023/

Государство и бизнес согласовали платы

Второй этап инвестиционных квот предполагает постройку 30 современных судов, 35 краболовов, 8 рыбоперерабатывающих заводов и 6 других объектов для отрасли

Недавно принятый закон «О внесении изменений в федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусматривает второй этап распределения инвестиционных квот на вылов биоресурсов. Опираясь на уже полученный опыт, ведомства подготовили план принятия законодательной базы для практической реализации закона, а сами возможные проблемы были обсуждены заранее с бизнесом. Государство заинтересовано в том, чтобы изменения вводились быстро и без лишней бюрократии.

С курса не сбились

Второй этап инвестиционных квот предполагает постройку 30 высокопроизводительных современных судов, каждое из которых заменит сразу несколько старых кораблей, 35 новых краболовов, 8 новых рыбоперерабатывающих заводов и 6 других объектов для рыбной отрасли — склады, холодильники, перегрузочные терминалы. Кроме того, речь идет о 30 новых объектах для развития промысла гидробионтов. В результате, правительство рассчитывает получить до 300 млрд рублей инвестиций в судостроительную отрасль и еще до 200 млрд за счет аукционов на крабы и ряд высоколиквидных морепродуктов. Деньги будут направлены на строительство научно-исследовательских судов, развитие научных технологий и образования для отрасли. Ранее все это финансировалось напрямую из государственного бюджета. Теперь объемы ресурсов, которые распределяются «историческому принципу», еще более сократятся.

Противники изменений, ссылаясь на сложную политическую и экономическую обстановку, заранее развернули деятельность с целью отложить их на более поздний срок, поскольку здесь предполагается передача еще одной части квот более эффективным компаниям и продажа наиболее дорогих биоресурсов для финансирования государственных программ в области рыболовства. Кроме того, указывали на объективные и субъективные трудности, которые не дали возможности выдержать график ввода новых судов в срок.

«Решение о проведении второго этапа принято именно с учетом уроков первого, — рассказал «Русской рыбе» Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Митин. — В первую очередь, несмотря на сложности, с которыми столкнулись его участники, мы видим, что стратегически решение верное. Без внедрения нового механизма средний возраст флота в ближайшие годы стал бы критическим, превысив 40 лет. И это — при практически полном отсутствии возможности покупки подержанных судов, их модернизации или строительства за границей, которое наблюдается сегодня и сложно прогнозируется на будущее.  Без развития глубокой переработки, как предусмотрено механизмом, сохранилась бы сырьевая направленность производства и экспорта, которая также ставит Россию в сильную зависимость от мировой конъюнктуры рынка. Все это — серьезная угроза технологической и продовольственной безопасности страны. Да, реализовать программу не просто, но это не повод отказываться от критически важных задач».

В своем большинстве бизнес также понимает, что никакого хода назад или притормаживания в развитии уже быть не может…

Для того, чтобы получить доступ к полной версии статьи, оформите подписку на электронную версию журнала «Русская рыба».

Это можно сделать прямо на нашем сайте за 1 минуту, зарегистрировавшись в Личном кабинете.


Поделиться в социальных сетях:

Опубликовано в категории:

Судостроение | 30.06.2023 №2/май-июнь 2023/